Методические приемы Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо

Страница 1

В ходе применения технологии РКМЧП ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д. В процессуальном плане технология представляет собой систему стратегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Таких приемов достаточно много поэтому появляется необходимость в их систематизации. Систематизируем их по этапам дидактического цикла: «вызов – осмысление – рефлексия», при этом рассмотрим наиболее эффективные приемы для обучения математике. Учителя математики отмечают использования таких приемов РКМЧП, как «кластеры», конструктивные таблицы, составление смыслового рассказа, «синквейн» так как они способствуют развитию критического мышления, позволяют систематизировать изученный материал и лучше усваивать новый.

Таблица №6

Методические приемы РКМЧП

Стадия вызова

Стадия реализации смысла

Стадия рефлексии

Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

Разбивка на кластеры – это способ графического предоставления информации.

Организация учебного материала: на чисто листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предположение, которое является ядром темы. Вокруг этого слова записать слова, предположения, выражающие идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевыми понятиями. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Система маркировки текста «Инсерт»

Система маркировки текста «Инсерт» - чтение с пометками.

Организация учебного материала: при чтении текста используются значки, например:

«+» (плюс) – информация уже известна ученикам;

«-» (минус) – противоречит их представлению;

«!» (восклицательный знак) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«?» (вопросительный знак) – ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.

После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее, в соответствии со своими пометками, в следующую таблицу:

+

-

!

?

Ключевые слова

Организация учебного материала: из текста выбираются четыре – пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись эти термины.

Чтение с остановками

Организация учебного материала: текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитее у учащихся различных мыслительных навыков. Текст должен быть при этом абсолютно неизвестным для учащихся, с неожиданным финалом.

Синквейн

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Организация учебного материала:

1-я строка: тема называется одним словом (существительным);

2-я строка: описание слова в двух словах (прилагательные);

3-я строка: описание действия в трех словах;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5-я строка: повторение сути темы – эмоционально.

Перепутанные логические цепочки

Организация учебного материала: ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После чего, учащимся предлагается расположить их в правильной последовательности.

Таблица «Плюс – минус – интересно»

Данный прием целесообразно использовать для математических текстов, в которых, как правило, содержится множество фактов и сложных терминов.

Организация учебного материала: заполняется таблица: в первой строке – положительные стороны изучаемого явления; во второй – отрицательные; в третью – информация, которая заинтересовала учителя.

Перекрестная дискуссия

Помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов.Организация учебного материала: формулируется вопрос, обмен аргументы «за» и «против», выводы.

Конструктивная таблица

Конструктивная таблица (Знаем Хотим узнать Узнали) – один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.

Организация учебного материала: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.

Двухчастный (трехчастный) дневник

Прием двухчастный (трехчастный) дневник позволяет связать содержание текста с личным опытом учащегося.

Организация учебного материала: тетрадь разделить на две половины. В первой записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (и наоборот); во второй – комментарии.

«Шесть шляп мышления»

Используется при подведении итогов на уроке.

Организация учебного материала: цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная – выражение чувств, без причин их возникновения;

Белая – перечень фактов;

Черная – выявление недостатков;

Желтое – позитивное мышление;

Зеленая – применение изученных фактов;

Синяя – общий, философский вывод;  

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Лабораторная работа «Измерение времени простой сенсомоторной реакции»
Цель лабораторной работы: Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители. Приборы и принадлежности: Устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр». Краткая теория: Время реакции человека – интервал времени от начала воздействия на организм какого-л ...

Применение принципа сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...

Алгоритм командно-игровой деятельности
Алгоритм командно-игровой деятельности разрабатывается на основе анализа объекта и технологии его деятельности. Конечная цель разработки – наличие у студента системного представления об игровой деятельности, а промежуточная – построить базу, на основе которой разрабатывается план игровой деятельнос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru