Формирование выразительности речи у старших дошкольников

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников

Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, так же педагогов – А.В. Лагутина А.В., Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др. Однако в этих работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.

До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:

какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;

каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;

на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.

Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;

традиционность и импровизационность;

возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г.И. Батурина, Р.И. Жуковская, Бородич А.М. и др.

Однако, признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику формирования выразительности речи театрализованными играми, в связи, с чем в дошкольных учреждениях возникают затруднения по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр.

Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью формирования выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованных игр в формировании выразительности речи и освоения речевой культуры.

Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Предмет исследования: использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Цель исследования: изучить литературу по вопросу формирования выразительности речи и определить возможности формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.

Гипотеза исследования: формирование выразительности речи средствами театрализованных игр у старших дошкольников будет проходить успешнее, если при разработке театрализованных игр:

учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности

применять при проведении театрализованных игр эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников

организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников

Задачи исследования:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

рассмотреть возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников

изучить способы формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр

провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработка и проведение педагогического эксперимента, включающий констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент; обработка и интерпретация результатов.

База исследования: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В педагогическом эксперименте участвовали дети подготовительной группы 6-7 лет, 18 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться при разработке развивающих программ не только для формирования выразительности речи у старших дошкольников, но и для развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.

Полезная информация:

Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...

Задачи семейного воспитания
Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет возможности определять задачи семейного воспитания и в то же время определять задачи воспитания вообще. Задачи воспитания в исследованиях П.Ф. Каптерева [6. c. 204–205] таковы: 1. Всестороннее, связанное и по возможност ...

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru