Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки

Страница 1

Обследование характеристик выразительности речи.

В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:

а) при пересказе текста, который читал воспитатель: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».

б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.

в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает,

Песенки поет.

г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;

д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;

Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.

Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек

Отмечается:

- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла

- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл

- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов

Определяется возможность одновременной реализации движений и речи

в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Воспитатель предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек

Отмечается:

говорит и хлопает одновременно – 2 балла

движения и речь не всегда одновременны – 1 балл

невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов

Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, при:

а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.

б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;

г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;

Отмечается:

правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла

трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл

невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов

Оценка ребенком собственного темпа речи.

Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.

Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».

Отмечается:

правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла

правильная, но с помощью воспитателя – 2 балла

неправильная – 1 балл

отказ от оценки – 0 баллов

Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.

Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.

Отмечается:

имеется способность – 4 балла

не имеется способность – 2 балла

6. Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:

а) Воспитатель читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;

б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за воспитателем;

в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.

Отмечается:

ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 2 балла

у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 3 балла

невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов

Интерпретация результатов:

Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов

Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4-8 баллов

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Методика формирования понятия «сила»
При формировании данного понятия неизбежно приходится считаться с тем, что оно находит самое широкое применение в повседневной жизни и в известной мере знакомо учащимся до изучения физики. На основе жизненного опыта учащиеся с данным понятием связывают, прежде всего, представление о мускульной силе ...

Разновидности учебного фильма
Разновидностями учебного фильма являются: кино - или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, со держащий информацию о циклическом процессе, например рабо чий процесс двигателя внутреннего сгорания, или ...

Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе математики основной школы
К 12-13 годам, когда ученик приступает к изучению геометрии, непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-настоящему не проявившись. Ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к психологически благоприятному периоду), как геометрию. Нагля ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru