Методика развития графической аналогии

Страница 1

Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета – заместителя, а в рисовании – знаковый смысл графических построений. С чего начинать?

А.М. Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления» советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки (треугольники, квадраты и т.д.) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг – это что?»

Небольшие примечания:

Не располагайте формы в круге так, чтобы это было похоже на изображение лица. Образ лица у детей возникает немедленно, и уйти им от него очень трудно.

Не спрашивайте сразу: «Что это? (про большой круг). Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят: «Колбаса, сыр» и т.д.

Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза… когда иссякнут детские ответы, говорите: «Нет, это не фрукты, это…», – можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом станет квартира, магазин, детский сад и т.д. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например: овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Далее можно поиграть линией. Читая любое произведение, предложите детям быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении. Посоветуйте детям подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией. Для этого хорошо предложить им попробовать почувствовать характер через собственные движения (встал, выпрямился как струна, застыл). Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий – характеров. Рассматривая с ребенком линии, спросите: «А почему такая? Какая по характеру эта линия?». Здесь и развитие речи, и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.

Далее, когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать вне занятий или на занятии, предшествующем данному. Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Например: солнышко светит.

Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка что обозначает. Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо… солнышко. «А давайте, ребята, сделаем так, чтобы солнышко нам светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным обр ...

Классификация национальных подвижных игр направленных на развитие двигательных качеств
Народные подвижные игры классифицируются с точка зрения их прикладности в практической деятельности. Немалое число народных подвижных игр носит прикладной характер, чаще всего обусловливающий характерными национально-традиционными чертами образа жизни народа, а отдельные из них уже признаны в качес ...

Аудиовизуальная культура и пути ее формирования
Аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука - кино, телевидение, видео, системы мультимедиа. Семиотически аудиовизуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru