Потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Потребление телевизионной информации как коммуникация и социальное взаимодействие

Страница 1

Рост общественного производства параллельно с гуманизацией системы распределения привели к возникновению общества потребления, где сама идентичность человека всё больше связывается с потребительскими практиками. Потребление все больше теряет свой чисто утилитарный характер и превращается в процесс производства знаков и символов, обозначающих человека как социального субъекта.

Кроме того, потребление также как и производство, является формой общения, объединения людей. Согласно постмодернистской социальной теории Ж. Бадрийяра. Предметы потребления структурируют поведение людей посредством своей знаковой функции. Люди социально ранжируются посредством предметов, которые они потребляют. Это означает, что потребление - определенная система социального взаимодействия. Информация, в этом смысле, тоже - товар. Посредством его тоже происходит обмен различиями, и он обеспечивает интеграцию групповых ценностей, идей. Потребление информации как товара не только формирует определенную систему ценностей, но и определенную систему социального взаимодействия.

Одними из таких разновидностей информационного товара является информация, транслируемая телевизионными СМИ.

На специфическую особенность информации как товара указывает исследователь О.В. Менделеева, которая говорит, что "потребление как коммуникация" несёт в себе совершенно очевидную смысловую нагрузку, характеризуя потребление как коммуникативный по своей сути процесс, предполагающий обмен информацией, смыслами, а так же управления впечатлениями и интерпретациями. Здесь так же актуализируется феномен манипуляции как процесс управления действиями и впечатлениями других. Или ещё точнее, - направление действий других через управления их впечатлениями.

Такая постановка вопроса указывает на то, что информация как товар имеет важный социально-психологических смысл, ибо распространение этого товара есть не только способ удовлетворения человеческих утилитарных потребностей в развлечении, получении знаний и т.п., но и "способ направления их действиями через управления их впечатлениями". Эффективность этого процесса во многом зависит от умения участников потребления осуществить его коммуникативное конструирование. Коммуникативное конструирование - это любое смысловое наполнение отношения и действия, маркирующее жизненное пространство. Иными словами, коммуникативное конструирование - это символизация повседневного формируемой людьми среды своего обитания, сферы своих интересов. Говоря о формах конструирования потребления, можно опереться на мнение исследователя В.В. Козловского , который имеет в виду под этим понятием, прежде всего, широкий репертуар или дизайн современных социокоммуникативных средств, обеспечивающих особый стиль, модель, направленность потребления.

Такими формами коммуникативного конструирования поведения он, например, считает типы профессионального коммуникативного воздействия: медиа, реклама брендинг, маркетинговые коммуникации, общественные связи. Типы повседневных коммуникаций: личные и публичные, индивидуальные и массовые, структурируют поведение потребителей.

Эта точка зрения позволяет считать, что на основе различных коммуникативных технологий конструируется и конституируется потребительское поведение. А это, в свою очередь, приводит к признанию социальных коммуникаций в качестве одного из основных способов современной организации и обустройства культурных практик, повседневной культуры и публичного пространства. Одной из таких важных "культурных практик", являющихся основой формирования публичного пространства в современном мире являются телевизионные СМИ.

Социально-педагогический подход к пониманию информации как разновидности товара и следующей из этого тезиса - необходимости определенной культуры потребления этого товара, требует введение в контекст исследования специальных терминов, которые этот смысл промаркируют.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сущность социализации личности
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с пом ...

Педагогические технологии в системе дистанционного образования
1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об исполь ...

Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания
Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru