Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников

Образование и воспитание » Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников » Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников

Страница 1

Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем педагогу необходимо знать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная форма этих методов, связывается с поступком школьника не непосредственно, а через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

Рассмотрим вначале основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетного места в соревновании - широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.

При проведении соревнований важно иметь в виду, что соревнование в школе ни в коем случае не должно копировать форм соревнования в коллективах взрослых. И присуждение почетных мест в соревновании тоже должно производиться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, усилий приложенных ими для достижения того или иного результата, а главное - организация школьных коллективов на основе взаимной помощи, дружеской взаимной выручки и учебы.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех учениках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относится поручение почетных обязанностей. В школе это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьма положительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этом необходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вм ...

Истоки возникновения и развития танца модерн
Начало XX века ознаменовано новыми открытиями в области изучения физиологии и психологии человека. Упадок классического танца привел к поиску новых выразительных средств в области сценического движения и танца. Педагоги, практики и теоретики занимались исследованием физических движений человека на ...

Зависимость между силой, массой и ускорением. Второй закон Ньютона
Данную зависимость с точностью, которая возможна в демонстрационном эксперименте, устанавливают на опыте, Поскольку согласно принятой в стабильном учебнике методике сначала устанавливается только способ задания некоторой силы «безразлично какой именно!», в опытах можно варьировать только значение м ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru