Методика развития графической аналогии

Страница 2

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.

При составлении карточек – символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т.д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально – жестовом уровне.

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.

Применение карточек – символов требует учета возрастных особенностей.

При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.

Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.

При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.

Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова – определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме – плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.

Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.

Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.

Для изучения способности детей к знаково-символическому опосредованию используется «Диагностика готовности ребенка к школе» – Н.Е. Вераксы М. Мозаика – Синтез, 2007 г.

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?

2. какая картинка больше всего подходит друзьям?

3. какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?

4. какой предмет больше всего подходит первокласснику?

5. какая маска больше всего подходит Бармалею?

6. материал какого цвета больше всего подойдет для платья Бабы-яги?

7. какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика?

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Нравственное воспитание
Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного в ...

Тест, как форма контроля знаний
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Правильно составленные тесты обученнос ...

Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru