Методика развития графической аналогии

Страница 2

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.

При составлении карточек – символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т.д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально – жестовом уровне.

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.

Применение карточек – символов требует учета возрастных особенностей.

При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.

Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.

При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.

Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова – определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме – плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.

Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.

Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.

Для изучения способности детей к знаково-символическому опосредованию используется «Диагностика готовности ребенка к школе» – Н.Е. Вераксы М. Мозаика – Синтез, 2007 г.

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?

2. какая картинка больше всего подходит друзьям?

3. какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?

4. какой предмет больше всего подходит первокласснику?

5. какая маска больше всего подходит Бармалею?

6. материал какого цвета больше всего подойдет для платья Бабы-яги?

7. какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика?

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Детский оздоровительный лагерь и его функции
Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индив ...

Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью — активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов. Язык представляет собой совокупность языковых едини ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru