Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе

Страница 1

В современной дидактике особое внимание уделяется развивающей функции обучения, которая способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей личности в разных областях во многом зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.

Самоконтроль как интегративное учебно-деятельностное умение, сущность которого состоит в определении цели выполняемой деятельности, сравнении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, обнаружении собственных ошибок и неверных действий и своевременном осуществлении их коррекции.

Самоконтроль выступает одним из важнейших компонентов учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Формирование учебной деятельности выступает важнейшей задачей школьного обучения, задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует две причины недостаточного развития самоконтроля у младших школьников:

1) импульсивность характера ребенка, обусловленная динамическими свойствами нервной системы;

2) несформированность приемов и способов организации деятельности, отсутствие адекватных педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный индивидуальный подход.

В соответствии с этим работа педагога осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление связано с профилактикой возникновения внешних причин недостаточного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля способствуют как общие методы

создание благоприятного психологического климата в классе,

снижение эмоционально-психологических перегрузок детей,

так и специальные

овладение основами организации деятельности учителя и учащихся на уроке,

стимулирующей раскрытие возможностей младшего школьника;

работа в условиях позитивного познавательного конфликта;

обращение к диалогическим формам взаимодействия;

согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Второе направление связано с предупреждением возникновения внутренних причин проблем становления самоконтроля. В числе субъективных условий и мер профилактики отметим актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, стимулирующих развитие самоконтроля; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности по выявлению значения самоконтроля в учебной деятельности.

Процесс формирования у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности включает три этапа:

а) возбуждение у учеников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

б) обучение школьников системой знаний, которые раскрывают сущность самоконтроля, пути его формирования;

в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.

Формирование умения самоконтроля у младших школьников имеет большую личностную значимость, поскольку:

– овладение школьниками действиями самоконтроля общего характера способствует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что содействует активизации их учебно-познавательной деятельности;

– овладение данными действиями позволяет учащимся правильно организовать свою учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действий;

– освоение действий контроля способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность и т.п.

Особенности действия самоконтроля у разных учеников могут быть различными, и эти различия могут проявляться в степени автоматизированности его протекания

представляет ли он собой развёрнутое самостоятельное действие или включен в процесс выполнения учебных действий;

в его направленности

контролируется процесс выполнения действий или лишь их результаты,

в критериях, на основе которых строится контроль

материализованная или идеально представленная схема-образец,

во времени её осуществления

после действия, в процессе действия и до его начала и т.п.

Эти и другие характеристики контроля и составляют предмет его диагностики.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Описание хода игры
Из состава академической группы формируются команды по 4 – 5 человек. Выдается задание на игровую деятельность и ставится конечная цель. Участников игровой деятельности знакомят с правилами ее проведения. Излагаются требования к проведению игровой деятельности. Игровая деятельность делится на этапы ...

Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте
Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями ...

Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru