Систематика для классификации образовательных целей

Страница 1

Формулировки для разработки конкретных целей должны быть стандартизированы и классифицированы. Знания и умения учащихся следует описывать терминами, подлежащими измерению. Формулировка конкретной цели включает:

аспект, касающийся поведения обучаемого;

аспект, касающийся содержания;

в некоторых случаях — предварительные условия (окружающую среду), а иногда

стандарты с допусками, в соответствии с которыми цели будут реализовываться.

Образовательные цели различаются по степени сложности, что, соответственно, влечет за собой применение различных дидактических методов и классификацию поведенческих аспектов и содержания, в то время как стандарты и допуски уже имеют достаточно четкую классификацию. Систематика — это классифицированный перечень образовательных целей. В настоящее время используется несколько ее видов. Мы предлагаем систематику, разработанную бельгийским профессором де Блоком, поскольку эта классификация может быть применима для когнитивных, психомоторных и эмоциональных целей.

Таксономия поведения учащегося

В данной классификации поведение обучающегося классифицируется по четырем группам:

1. Знание

2. Понимание

3. Применение

4. Интеграция

Эта классификация «работает» на всех уровнях целей.

ТАКСОНОМИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ГЛАГОЛОВ, КЛАССИФИЦИРУЮЩИХ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

 

КОГНИТИВНАЯ (ЗНАНИЕВАЯ) ОБЛАСТЬ

 

Знание (Зн)

Повторять, узнавать, записывать, указывать, упоминать, смотреть

 

Понимание (Пн)

Описывать, заявлять, объяснять, опознавать, классифицировать, характеризовать, собирать, сравнивать, различать

 

Применение (Пр)

Разрабатывать, завершать, демонстрировать, контролировать, производить, переводить, находить, анализировать, вычислить

 

Интеграция (Ин)

выбирать, конструировать, судить, оценивать, ориентироваться, сравнивать, проводить аналогию, действовать спонтанно

 

ПСИХОМОТОРНАЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ) ОБЛАСТЬ

 

Знание

Показывать, записывать, копировать, подражать, чувствовать, осязать запах или вкус, повторять, брать, давать

 

Понимание

Демонстрировать принципы, собирать, разбирать, пытаться, доказывать, показывать, выборочно наблюдать

 

Применение

Тестировать, составлять, упражняться, обучать, строить, использовать, поддерживать, исполнять, собирать или разбирать что-то новое, подшивать (регистрировать) документы, распиливать, паять, резать, зашивать, готовить

 

Интеграция

Проявлять надлежащее отношение к чему-либо, подбирать соответствующие материалы, производить, правильно пользоваться инструментами, действовать автоматически, исполнять что-либо без замешательства, работать с точностью, контролировать свою собственную работу, свободно двигаться

 

ЭТИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 

Знание

проявлять и узнавать эмоции человека, проявлять терпение, быть в курсе дел, принимать замечания, прислушиваться к мнению других, слушать, уделять особое внимание чему-либо

 

Понимание

не уделять особое внимание чему-либо, соглашаться с мнениями других, обязательно отвечать согласно правилам, сознательно отвечать на эмоции, задавать соответствующие вопросы, принимать участие, классифицировать эмоции

Применение

применять нормы и ценности, заданные другими, автоматически отвечать на эмоции, принимать нормы и ценности, принимать участие в жизни группы, особо реагировать на эмоции, быть энтузиастом

Интеграция

спонтанно реагировать на эмоции и нормы поведения, спонтанно применять нормы поведения и ценности, находить удовлетворение в общении, проявлять участие в чем-либо, мотивировать других, управлять эмоциональными конфликтами, справляться с ролевыми и внутриролевыми конфликтами

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
В дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины ...

Модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта преподавания стереометрии в школе нами разработана модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе. Модель решает следующие задачи: 1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса о ...

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru