Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

Страница 1

Для изучения проблемы формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка.

Содержание опытно-экспериментальной работы заключается в подтверждении или опровержении гипотезы в исходном положении.

Педагогическая идея экспериментальной работы заключается в разработке театрализованных занятий с применением способов и методов, которые должны обеспечить эффективность формирования выразительности речи старших дошкольников.

По нашему мнению, эффективность формирования выразительности речи во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного подобранного методического руководства, от четкой организации и проведения театрализованных игр, от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Таким образом, если будут соблюдены все вышеперечисленные условия, то формирование выразительности речи будет эффективным.

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Поэтому критерием оценки эффективности театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у старших дошкольников выступили:

темпо-ритмические характеристики речи

темп речи

одновременная реализации движений и речи

воспроизведение ритмических рисунков

мелодико-интонационные характеристики речи

логическое ударение

Цель экспериментального исследования: определить эффективность предлагаемых театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников

Задачи экспериментального исследования:

выявить уровень сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать занятия с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Для решения поставленных задач использовались методы:

наблюдение;

тестирование;

математическая обработка

интерпретация результатов

База проведения эксперимента: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В констатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительных групп 1 и 2, 6-7 лет, 18 человек.

Опытно-экспериментальная работа состоит из последовательных трех этапов – констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап экспериментального исследования

Задачи констатирующего этапа:

подбор диагностирующих методик;

определение уровня сформированности выразительности речи у старших дошкольников;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Особенности системы формирования профессиональной мобильности в учебном и воспитательном процессе ГОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума»
Для определения уровня сформированности профессиональной мобильности будущих менеджеров в системе государственной службы в контексте реальной ситуации взаимодействия была выбрана 1 экспериментальная группа (ГМ-11-07), в количестве 22 человек. В исследовательской работе для выявления уровней сформир ...

Определение навыков чтения
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на ...

Формы организации учебного процесса
Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и всл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru