Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Цель формирующего этапа исследования: формирование выразительности речи посредством театрализованных игр.

Задачи формирующего этапа исследования:

подготовка предметно-развивающей среды для проведения театрализованных занятий (изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения и др.);

проведение разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи

привлечь родителей в процесс формирования выразительности речи

Основные условия успешного формирования выразительности речи у старших дошкольников, это:

учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;

применение при проведении театрализованных игр эффективных способов формирования выразительности речи у старших дошкольников;

организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Два первых условия были выполнены при разработке занятий с элементами игр, направленных на формирование выразительности речи. Третье условие – организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, было выполнено в процессе формирующего эксперимента.

Для активного привлечения родителей были проведены консультации и даны рекомендации по занятиям дома. Подготовлены «информационно-программные листы» и розданы родителям для занятий дома. В Приложении 3 подробно описаны и упражнения и рекомендации родителям. Так же, для занятий дома с детьми, родителям были предложены упражнения для развития выразительности речи, которые проводились и в с детьми в садике, такие как «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка». Эти упражнения подробно описаны в Приложении 2.

По предлагаемым упражнениям родители занимались дома с детьми по формированию выразительности речи, разучивали роли из сказок, которые были включены в занятия, например «Под грибом», «Волшебный чай», «Теремок», «Путешествие с Незнайкой». К таким сказкам, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - дома дети с родителями учились дома изображать героев этих сказок. В подготовке занятий родители так же принимали активное участие, они изготавливали атрибуты, декорации, элементы костюмов. Так были созданы условия по театрально-игровой деятельности.

Все занятия проводились поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.

Особая роль в перспективном планировании отводилась играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется выразительность речи. В этом виде деятельности все умения детей направлены на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков.

В садике, вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности воспитателей и детей. Занятия по были включены в блок занятий познавательного цикла и проводились регулярно: 1 раз в неделю. В структуру этих занятий включены упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики.

Успешному формированию выразительности речи детей способствовал установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к формированию выразительности речи детей, а стали активными союзниками и помощниками в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текста ролей. Дома проводили занятия по формированию выразительности речи по разработанным нами информационно-программным листам. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров – бабушек и дедушек.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения
Пример занятия. Программное содержание: учить детей различать на слух звучание различных предметов (игра "Угадай, что звучит"), ясно и отчетливо произносить звук [и] (упражнение "Лошадка"). Оборудование: ширма, барабан, звоночек, погремушка, игрушечная лошадка. Ход занятия: Восп ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Методы обучения психологии
Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru