Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Развитие познавательной активности учащихся зависит от правильного взаимодействия всех элементов педагогического процесса: целей, содержания, средств и приемов обучения, рационально построенной системы занятий по иностранному языку, включающей в себя классную, домашнюю, самостоятельную и лабораторную работу над языком. Значительную роль в развитии познавательной активности учащихся играет урок иностранного языка, который должен отвечать дидактическим требованиям, т.е. строиться с учетом единства обучения и развития, быть научным по характеру содержания учебного материала и по способу его усвоения.

Когнитивная деятельность в учебном процессе представляет собой единый процесс порождения мысли и речи учащихся, это составляет материальную базу обучения.

Овладение учащимися основами обучения, непосредственного и опосредованного, является сегодня главной практической целью. Это обусловливает потребность в глубоком изучении процесса развития познавательной деятельности в поисках возможностей ее активизации. Данное обстоятельство определило выбор темы нашего дипломного исследования.

Сущность понятия активизации, его дидактические условия и средства, а также другие аспекты этой сложной проблемы рассматриваются в исследованиях многих отечественных и зарубежных педагогов: И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, Т.И. Шамов, Г.И. Щукин и др.

Процессы активизации познавательной и речемыслительной деятельности учащихся исследуются в методике преподавания иностранных языков авторами: И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Е.И. Пассов, В.С. Цетлин, Т.И. Харченко, Л.Я. Якушина и др.

Объектом дипломного исследования мы определили процесс развития когнитивной активности на уроках английского языка.

Предметом нашего исследования является самостоятельная и домашняя работа учащихся с учетом специфики среднего этапа обучения и возрастных особенностей учащихся.

Одним из возможных способов и средств активизации познавательной активности учащихся на среднем этапе представляется постановка коммуникативных задач в процессе обучения учащихся английскому языку. Опираясь на дидактические и методические исследования, необходимо определить активизацию познавательной деятельности учащихся, как активизацию речемыслительной деятельности, как процесс, направленной на достижение специфической мыслительный и речевой активности, осуществляемый, при побуждении, руководстве и контроле со стороны учителя и способствующий скорейшему и успешному достижению планируемого результата обучения.

В настоящем исследовании делается попытка осветить проблему развития познавательной активности учащихся, на среднем этапе обучения, изучающих неродной язык, в тех условиях, когда средняя школа претерпевает значительные изменения, как в организационном, так и в содержательном плане.

Обосновывая выбор темы исследования, следует отметить, что анализ сущности развития познавательной активности учащихся позволяет по - новому взглянуть на содержательные и организационные аспекты деятельности учителя иностранного языка в условиях обновления содержания образования, особенно в направлении социального развития. В этой связи проблема создания взаимодействия по иностранному языку на уроках является настолько сложной и многоаспектной, что учителю приходится использовать различные психологические, лингвистические, регионально-социальные средства, чтобы придти к развитию познавательной активности учащихся.

Поэтому рассматриваемая проблема в нынешних условиях по своему назначению становится не только актуальной, но и имеющей теоретическое и практическое значение. Цель исследования: выявление рациональных путей и разработка целесообразных способов развития когнитивной деятельности учащихся на среднем этапе обучения их английскому языку. В соответствии с целью исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. теоретически обосновать возможности развития познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку как разрешимую проблему;

2. практически проверить разработанные методические рекомендации по организации познавательной деятельности учащихся на среднем этапе обучения с целью активизации.

В реализации намеченной цели и решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-метод наблюдения за учебным процессом в школах, изучение работы учителей школы, обобщение своих личных наблюдений и опыта учителей иностранных языков во время двух педагогических практик;

- метод поискового эксперимента с целью выявления и определения рациональных способов развития познавательной активности учащихся;

- методы синтеза и анализа полученных данных в процессе исследования.

Изучение сборников, учебников, пособий и других источников, лингвистической и научно-методической литературы, отражающей опыт исследователей, учителей и других работников образовательных учреждений в области изучения иностранных языков.

Изложенные цели и задачи определили направление исследования проблемы и структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Полезная информация:

Способы записи условия и решения задач
Можно применять различные формы записи условия задачи, но любая из них должна удовлетворять основным требованиям краткости и ясности. В отношении записи решения задач по физике учителя предъявляют к учащимся различные требования. Одни, например, требуют проводить запись решения с планом, другие с к ...

Роль семьи в воспитании ребенка
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и общест­вом норм и правил, регулирующих р ...

Взаимосвязь различных видов памяти
Критерии, принятые здесь за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru