Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в самостоятельной работе

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку » Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в самостоятельной работе

Страница 1

Развитие познавательной активности учащихся всецело связано с самостоятельностью, которая практически выражается в домашних заданиях выполняемых детьми под руководством учителя. Применительно к среднему этапу обучения домашние задания понимаются как решение познавательных задач, "в основе которых лежит противоречие между известными и неизвестными", искомым, а для учащихся проблемным решение таких задач способствует получению новых знаний с помощью уже известных или новых способов познавательной деятельности. В научно-методической литературе и в исследованиях, посвященных самостоятельной работе наблюдается деление учебных заданий, выполняемых школьниками на определенные направления.

Учебные задания по иностранным языкам по определению одних параметров классифицируются на: 1) познавательные задачи для осмысления значения языковых единиц и 2) коммуникативные задания, требующие творческого применения языковых знаний в речевых ситуациях.

По другим же параметрам задания, подлежащие самостоятельному выполнению учащимися дома, классифицируются: 1) на познавательные задачи, направленные для формирования потенциального запаса языковых средств и 2) на познавательные задачи, направленные для воспитания смысла читаемого.

Учитывая сущность познавательной активности и принимая во внимание языковой и речевой опыт учащихся среднего этапа обучения, следует выделить в первую очередь задания, требующие самостоятельного комбинирования и применения творческих элементов деятельности. При этом необходимо обратить внимание на те задания, которые могут затрагивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Выделяя, таким образом, виды домашних заданий, следует перейти к вопросу организации деятельности учащихся по их выполнению. Структура содержания самого учебного предмета "Иностранный язык" позволяет распределить домашние задания на две большие группы.

Объектами данных групп являются:

1) экстролингвистическая информация, подлежащая смысловой обработке и интерпретации, - т.е. коммуникативно-познавательные задания.

2) языковые средства, используемые в процессе коммуникативной деятельности, т.е. познавательно-развивающие задания, используемые в целях развития коммуникации.

К первой группе - коммуникативно-познавательным заданиям относятся:

1. Задания по извлечению информации из текстов. Выявление смысловых век, нахождение основных и второстепенных фактов, установление в них взаимосвязи, сравнение отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков.

2. Задания направленные на смысловую переработку информации. Составление аннотаций, составление реферата, конспекта, реферата-резюме, поиск адекватных средств.

Выполнение такой работы вырабатывает в учащихся поисковый характер, воспитывает внимание к языковым средствам текста.

3. Задания направленные на творческую переработку информации. Подготовка материала из текста для постановки спектакля, проведения вечера, викторины, конференции и т.д.

Ко второй группе — познавательно-развивающим заданиям с коммуникативным направлением относятся:

1. Задания на обобщение и систематизацию языковых явлений. Дело в том, что теоретические знания составляют систему, требующую формирование навыков систематизации изученного языкового материала в целях развития познавательного процесса и его активизации.

2. Задания, направленные на систематизацию и обобщение для развития практических навыков и умений, для расширения образовательного кругозора учащихся.

3. Задания направленные на самостоятельное понимание неизученных конструкций. Учащиеся в задании должны увидеть незнакомые грамматические конструкции и самостоятельно разобраться в их значении. Например, для ученика 7-го класса оборот с инфинитивом: I want you to realize your mistake, который переводится придаточным предложением: я хочу, чтобы ты понял свою ошибку.

Следует отметить, результаты выполнения заданий проверяются на уроке. Учитель подводит учеников к осознанию обобщенного значения глаголов каждой группы: восприятие, умственной деятельности, желания и намерения, чувства, приказания, разрешения. Затем учащиеся составляют табличку на данную конструкцию с инфинитивом, которая служит продолжением той общей таблицы функций инфинитива.

Рассмотрим задания, направленные на углубление знаний и совершенствование лексических навыков. Это задания, способствующие самостоятельному раскрытию значения неизученных языковых единиц на основе языковой догадки, например, определение значения незнакомых учащимся производных слов:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Разновидности учебного фильма
Разновидностями учебного фильма являются: кино - или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, со держащий информацию о циклическом процессе, например рабо чий процесс двигателя внутреннего сгорания, или ...

Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
Цель: Определить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики эмоциональной сферы дошкольников. 2. Определить исходный уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников и сделать выводы об уровне развития эмоциональной сферы старши ...

Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru