Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах

Страница 1

Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый результат в познавательной активности учащихся. Развивающим может стать такое обучение, которое предполагает наряду с сообщением определенного объема знаний и направленным формированием необходимых умений и навыков всемерное развитие мышления, памяти, воображения и других познавательных психических процессов, гармоничное развитие личности учащегося в целом. Актуальность развивающего обучения несомненна, особенно в связи с ускорением научного прогресса и ростом научных знаний. Естественным остается, однако, то обстоятельство, что ни один человек не в силах запомнить всю необходимую информацию. В этой связи, в ходе школьного обучения учащиеся уже должны учиться способом самостоятельной работы, с тем, чтобы в дальнейшем приобретать новые знания, умения, навыки. Следовательно, научить школьников учиться предполагает, с психологической точки зрения, развивать у них умения самостоятельно мыслить, творчески применять полученные знания в практической деятельности. В то же самое время "неверно думать, что можно развивать мышление, обучая человека . мышлению, его "общим приемам", способам и т.д.".

Такая возможность облегчила бы развитие мышления учащихся в процессе обучения. В таком случае можно было бы сначала "научить думать", а затем приступать к изучению того или иного конкретного предмета. Фактически мышление развивается в самом процессе усвоения и применения знаний и действий. Конкретные пути развития мышления учащихся в процессе их обучения рассматривается, как нам представляется, "начиная с описания использовании на уроках специально организуемых проблемных ситуаций".

Психической основой направленного использования проблемных ситуаций являются различные репродуктивные (нетворческие ) и продуктивные (т.е. самостоятельные, творческие) компоненты мыслительной деятельности. Если творческие, шаблонные компоненты вооружают учащихся конкретными готовыми знаниями, умениями и навыками, то вторые, творческие компоненты позволяют гибко применять их при решении новых задач. Мышление продуктивного типа требует прочного фундамента знаний- наличие таких умений и навыков, которые человек может творчески использовать при возникновении интеллектуальных затруднений, т.е. при столкновении с задачами проблемного характера. Соотношение репродуктивных и продуктивных компонентов в процессе обучения различно и характеризуется развиваемостью от простого к сложному. Конкретно, например, начальных этапах обучения доля репродуктивных заданий достаточно велика, поскольку запас средств для решения мыслительных задач минимален на первом этапе, а в последующем все больше выступают задачи продуктивного характера, предполагающие раскрытие возможностей самостоятельного, творческого применения накопленных мыслительных средств в ходе решения специально подобранных и выстроенных в систему учебных задач. В общепсихологическом плане под задачей понимается цель, поставленная в определенных условиях. Решение любой задачи включает несколько этапов: 1) постановку, т.е. определение цели; 2) ориентировку в условиях, обеспечивающую выбор адекватных средств и способов достижения цели; 3) реализацию составленного плана (которую называют исполнительной частью).

В зависимости от того, на какой этап решения задачи падает основная нагрузка, она предполагает использование мышления репродуктивного типа, состоящего, как указывалось, в шаблонном воспроизведении известных ученику средств и способов решения, или, наоборот, продуктивного творческого мышления.

Творческое мышление (продуктивное) обслуживает постановку цели, ориентировку, в условиях задачи, составление плана, а репродуктивное мышление (т.е. нетворческие) обслуживает исполнительную часть решения. Здесь необходимо указать, что учебные задачи (т.е. проблемного характера) предполагаются детям в несколько отработанном, а точнее, частично решенном виде: учитель не только сам ставит цель, но и указывает все необходимые средства, а часто и способы ее достижения. Данный подход оправдывается тогда, когда необходимо обеспечить усвоение и отработку самых общих средств и способов, без которых дальнейшее самостоятельное решение задач вообще невозможно. По мере продвижения в освоении учебного предмета все большее место должны занимать задачи, предполагающие активную мыслительную деятельность учеников.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Речь посвященная защите
Различные нарушения функции дыхания встречаются не реже, чем, например, плоскостопие или искривление позвоночника. Однако заболевания органов дыхания в большинстве случаев обнаруживаются не так быстро в связи с тем, что эти органы сравнительно редко испытывают максимальную нагрузку. В то же время э ...

Художественная литература на уроках истории
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствия, восхищения, негодования, ненависть. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченном формулировании, а в ярких образах, действующ ...

Развитие рефлексии преподавателей в ОДИ
Для нашей работы представляет интерес изучение потенциальных возможностей ОДИ как одной из форм повышения квалификации преподавателей, при этом развитие рефлексии через ОДИ рассматривается как фактор развития педагогического мастерства. Процесс повышения квалификации преподавателей в активных форма ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru