Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах

Страница 2

Звеньями интеллектуальной деятельности, которые придают ей продуктивный, творческий характер являются самостоятельная постановка новых целей, ориентировка в условиях их достижения и выбор оптимальных средств и способов решения задачи.

Активная и самостоятельная мыслительная деятельность приводит к положительным в качественном отношении сдвигам в умственном развитии учащихся. Уроки иностранного языка в данном направлении открывают большие возможности. Необходимо отметить, что главной целью обучения иностранному языку является научение учащихся умению выражать свои собственные мысли в устной речи. Другими словами, обучение иноязычной речевой деятельности учащихся следует понимать как "активный", целенаправленный, опосредованный языком и индивидуально-психологическими особенностями партнеров общения процесс порождения или приема некоторого смыслового содержания.

Предметом речевой деятельности на иностранном языке является мысль человека о чем-либо. Собственная мысль при говорении и письме или чужая мысль при слушании и чтении выражается с помощью речевых способов, внешних или внутренних форм мышления, адекватных условий общения. Разумеется, мысль может быть более или менее оригинальной, которая может характеризоваться разным соотношением продуктивных и репродуктивных компонентов. Конечным продуктом говорения и письма является речевое сообщение, в котором выражена мысль автора, а продуктом слушания и чтения является умозаключение на основе воспринятой информации из мыслей собеседника или, изложенных в тексте.

На основании принципов развивающего обучения и понимания сути формирования иноязычной речевой деятельности как основной цели обучения иностранному языку, можно сформулировать определенные требования к учебным задачам, которые должны ставиться перед учащимися в ходе овладения иностранным (в нашем случае английским) языком на среднем этапе обучения.

Во-первых, обучение продуктивным видам речевой деятельности, т.е. говорению и письму, обучение формированию мысли на иностранном языке требует, чтобы по возможности на всех уровнях овладения иностранным языком учебные задачи состояли именно в формировании определенной мысли.

Во-вторых, чтобы усвоение необходимых лексических и грамматических иноязычных средств обеспечивали успешное протекание исполнительной части речевой деятельности.

В-третьих, самостоятельная постановка целей и ориентировка на предъявление учебных задач в новых условиях, должны предполагать наибольшее напряжение продуктивного мышления и обладать развивающим активность результатом.

В педагогической деятельности учителей, как показывают наблюдения, в процесс обучения учащихся иностранному языку на среднем этапе имеется богатый выбор учебных задач, которые содержат элементы проблемности и требуют повышенной интеллектуальной активности учащихся. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами:

1. После чтения учащимися текста на английском языке учитель задает им вопросы, связанные с содержанием прочитанного. Вопросы типа: When?, Where?, Who? и т.д. направлены на проверку того, действительно ли ученик знает о чем в нем говорится.

Данный этап обеспечивает возможность дальнейшего более глубокого обсуждения содержания. Однако, развитие продуктивного мышления здесь минимально. С переходом к вопросам типа Why? What do you think about? What is your opinion? и т.д. активизируется мышление учащихся.

2. Учебная задача может решаться продуктивно при следующих действиях с текстом, прочитанным учащимися.

Условно можно назвать эту работу "Commentary Telling" - т.е. комментированный пересказ, в процессе которой от учащихся требуется изложить содержание текста, давая собственный комментарий типа: I think; as Sot me .; In my opinion . as Sot as I understand . If I were him . и т.д. Учащихся необходимо побуждать выразить свои предположения о причинах событий, о поступках и личных качествах героя, данный вид работы успешно развивает умения и навыки монологической речи наряду с развитием мышления обучаемых.

3. Другим мероприятием развития познавательной активности учащихся может служить в процессе проведения уроков Изменения концовки рассказа на английском языке в заданных направлениях. Например "Сделай окончание веселым, грустным, поучительным" и т.д., изложение рассказа от лица того или иного героя.

Эти задачи требуют разностороннего анализа- осмысления событий рассказа, с тем, чтобы определить, какие из них можно отнести к веселым, грустным, поучительным особенностям героя. Кроме того, возникает необходимость осмысливания способов передачи перечисленных особенностей в рассказе, в тексте и т.д. От продуманности, глубины должного анализа зависит степень раскрытия содержания, выбор соответствующих средств, расстановка акцентов. Рассказы, составленные одними учащимися открывают возможности для активизации мышления других учащихся, выступающих в качестве слушателей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...

Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составляют двигательные коррекцион ...

Виды внеклассной работы по русскому языку
Виды внеклассной работы по русскому необычно многообразны. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, то есть работают в течение всего года, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармонично ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru