Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах

Страница 2

Звеньями интеллектуальной деятельности, которые придают ей продуктивный, творческий характер являются самостоятельная постановка новых целей, ориентировка в условиях их достижения и выбор оптимальных средств и способов решения задачи.

Активная и самостоятельная мыслительная деятельность приводит к положительным в качественном отношении сдвигам в умственном развитии учащихся. Уроки иностранного языка в данном направлении открывают большие возможности. Необходимо отметить, что главной целью обучения иностранному языку является научение учащихся умению выражать свои собственные мысли в устной речи. Другими словами, обучение иноязычной речевой деятельности учащихся следует понимать как "активный", целенаправленный, опосредованный языком и индивидуально-психологическими особенностями партнеров общения процесс порождения или приема некоторого смыслового содержания.

Предметом речевой деятельности на иностранном языке является мысль человека о чем-либо. Собственная мысль при говорении и письме или чужая мысль при слушании и чтении выражается с помощью речевых способов, внешних или внутренних форм мышления, адекватных условий общения. Разумеется, мысль может быть более или менее оригинальной, которая может характеризоваться разным соотношением продуктивных и репродуктивных компонентов. Конечным продуктом говорения и письма является речевое сообщение, в котором выражена мысль автора, а продуктом слушания и чтения является умозаключение на основе воспринятой информации из мыслей собеседника или, изложенных в тексте.

На основании принципов развивающего обучения и понимания сути формирования иноязычной речевой деятельности как основной цели обучения иностранному языку, можно сформулировать определенные требования к учебным задачам, которые должны ставиться перед учащимися в ходе овладения иностранным (в нашем случае английским) языком на среднем этапе обучения.

Во-первых, обучение продуктивным видам речевой деятельности, т.е. говорению и письму, обучение формированию мысли на иностранном языке требует, чтобы по возможности на всех уровнях овладения иностранным языком учебные задачи состояли именно в формировании определенной мысли.

Во-вторых, чтобы усвоение необходимых лексических и грамматических иноязычных средств обеспечивали успешное протекание исполнительной части речевой деятельности.

В-третьих, самостоятельная постановка целей и ориентировка на предъявление учебных задач в новых условиях, должны предполагать наибольшее напряжение продуктивного мышления и обладать развивающим активность результатом.

В педагогической деятельности учителей, как показывают наблюдения, в процесс обучения учащихся иностранному языку на среднем этапе имеется богатый выбор учебных задач, которые содержат элементы проблемности и требуют повышенной интеллектуальной активности учащихся. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами:

1. После чтения учащимися текста на английском языке учитель задает им вопросы, связанные с содержанием прочитанного. Вопросы типа: When?, Where?, Who? и т.д. направлены на проверку того, действительно ли ученик знает о чем в нем говорится.

Данный этап обеспечивает возможность дальнейшего более глубокого обсуждения содержания. Однако, развитие продуктивного мышления здесь минимально. С переходом к вопросам типа Why? What do you think about? What is your opinion? и т.д. активизируется мышление учащихся.

2. Учебная задача может решаться продуктивно при следующих действиях с текстом, прочитанным учащимися.

Условно можно назвать эту работу "Commentary Telling" - т.е. комментированный пересказ, в процессе которой от учащихся требуется изложить содержание текста, давая собственный комментарий типа: I think; as Sot me .; In my opinion . as Sot as I understand . If I were him . и т.д. Учащихся необходимо побуждать выразить свои предположения о причинах событий, о поступках и личных качествах героя, данный вид работы успешно развивает умения и навыки монологической речи наряду с развитием мышления обучаемых.

3. Другим мероприятием развития познавательной активности учащихся может служить в процессе проведения уроков Изменения концовки рассказа на английском языке в заданных направлениях. Например "Сделай окончание веселым, грустным, поучительным" и т.д., изложение рассказа от лица того или иного героя.

Эти задачи требуют разностороннего анализа- осмысления событий рассказа, с тем, чтобы определить, какие из них можно отнести к веселым, грустным, поучительным особенностям героя. Кроме того, возникает необходимость осмысливания способов передачи перечисленных особенностей в рассказе, в тексте и т.д. От продуманности, глубины должного анализа зависит степень раскрытия содержания, выбор соответствующих средств, расстановка акцентов. Рассказы, составленные одними учащимися открывают возможности для активизации мышления других учащихся, выступающих в качестве слушателей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Защита прав особая проблема государства и общества в целом
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития ...

Изучение особенностей организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
Цель – изучить особенности организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Проанализировать педагогическую документацию ДОУ. 1. Составить и провести анкетирование с родителями по особенностям организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошк ...

Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а систе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru