Методическая организация познавательной активности учащихся на уроках английского языка

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку » Методическая организация познавательной активности учащихся на уроках английского языка

Страница 1

Основной формой организации учебной и воспитательной работы, где находят отражение все достижения современной педагогической науки является урок. Как дидактическая система урок имеет составляющие компоненты: цель, содержание, методы, структура.

В методической литературе компоненты обозначаются и сторонами урока, где главенствующие положение занимает цель урока, которая определяет все остальные составляющие. Следует отметить, все компоненты урока находятся между собой в соотношениях взаимообусловленности и взаимопроникновения и взаимодействия.

Прежде чем перейти к вопросам развития познавательной активности в рамках урока необходимо кратко рассмотреть характеристику основных составляющих урока, поскольку процесс обучения, происходящий на уроке ведет за собой и развитие учащихся.

1. Цель современного урока, как ведущая сторона имеет и свои составляющие: обучение, развитие и воспитание.

Полноценное обучение всегда имеет развивающий и воспитывающий характер, а развитие и воспитание органично входят в процесс обучения.

Данную взаимозависимость можно выразить следующей формулировкой: "Обучая, воспитывай и развивай, а воспитывая и развивая, обучай", как одно из требований к целевой стороне современного урока, (второе требование).

Первое требование к современному уроку, как уже было отмечено выше, все другие стороны урока должны соответствовать его целевой стороне. Обучение по мнению Л.С.Выготского должно вести за собой развитие, а не отставать от него. Для этого нужно, чтобы обучение, с одной стороны, опиралось на актуальный уровень развития учащихся (т.е. где учащиеся решают учебные задачи самостоятельно без помощи учителя), а с другой стороны - осуществлялось в зоне ближайшего развития каждого ученика (т.е. новая для ученика задача, чтобы была посильна для самостоятельного решения).

Учитель, определяя для ученика посильную задачу, в зоне его ближайшего развития, заставляет его подняться на более высокий уровень актуального развития. Таким образом, суть процесса обучения заключается в смене уровней актуального развития ученика, имеет следствие, определяемое новым качеством его психики, которое позволяет ему усложнить их на следующем этапе обучения. В процессе обучения школьник рассматривает один и тот же объект познания каждый раз с позиции нового уровня трудности, с разных высот познавательных возможностей, усваивает этот объект полнее, глубже в системе новых отношений и связей.

Отсюда вытекает третье требование к целевой стороне современного урока. Конкретно, это необходимость осуществлять обучение в зоне ближайшего развития ученика. Другими словами обучать учащихся на доступно высоком уровне трудности.

Необходимо учитывать, что зоны ближайшего развития у разных учеников одного и того же класса различны. Одному учащемуся посильно выполнить предложенную задачу, а другой момент решить ее через определенный промежуток времени (т.е., через два, три месяца, а может и больше). Поэтому четвертым требованием, предъявляемым к целевой стороне урока является учет индивидуальных возможностей учащихся. В рамках урока определяется цель и ставится задача, учет которых является пятым требованием целевой стороны современного урока.

Рассмотрим это конкретно. Цель - это идеально планируемый результат деятельности.

Задачи урока – это конкретные учебные действия, посредством выполнения которых совершается движение учащихся к цели и достигается реальный конечный результат.

Цель и задачи должны быть четко определены и ясно сформулированы. При формировании целей и задач учитываются специфика содержания понятий "практическая цель", "образовательная цель", "воспитательная цель" и специфика учебного материала; связи урока, как с предыдущим, так и с последующими уроками; место урока в расписании учебного дня; половозрастные особенности учащихся.

В процессе обучения и развития, учащихся поставленная учителем цель должна быть осознана и сохранена до достижения результата, поэтому шестым требованием к целевой стороне современного урока является: "поставленные учителем и осознанных учениками цели обязательно должны сохраняться в течение всего продолжения урока от начала до конца".

2. Содержательная сторона урока имеет ряд требований:

а) Строгое и обязательное соответствие содержания урока данным целям, имея максимальное число обучающих воздействий на детей.

б) Содержание и темп урока должны быть оптимально выявлены учителем и сформулированы в виде конкретных задач обучения, развития и воспитания учащихся.

в) Усвоение предметных знаний, формулирование навыков и умений должны происходить на всех этапах урока в органической связи с другими единицами усвоения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику. На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский фил ...

Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...

Методические рекомендации к теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
На данную тему выделяется 10 часов. Темы даются учащимся конкретно – индуктивным образом, на задачах, приведенных в учебнике. Сначала дается задача, подводящая к правилу умножения дроби на натуральное число. Целесообразно повторить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, выделение целой части ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru