Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков

Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе.

Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются семья и школа. Именно в них закладываются основы гражданского воспитания. А между тем идет болезненный процесс трансформации семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже превысила рождаемость.40% семей после 5 лет совместной жизни распадаются. Большая загруженность матери на работе и дома, материальная необеспеченность семьи также отрицательно сказываются на воспитании детей. Семья практически самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей заниматься воспитанием детей, общаться с ними есть.

Одновременно наблюдается и кризис школы. Учителя мужчины уходят из школ, школы оторваны от жизни и до сих пор придерживаются авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического образования и науки. Болезненные процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в детский сад.

Есть различие и в характере педагогической среды города и деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше материально-техническая база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения и формирования ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к тому, что семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом труде. В городе дети больше сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа слабо использует возможности вне педагогической среды. В процессе реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось положение детских внешкольных учреждений.

Таким образом, сложившаяся внешкольная и школьная педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический, экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде всего, на детях. Они больше всего страдают и в материальном, и в моральном плане. Но в то же время эти трудные обстоятельства жизни закаляют подрастающее поколение, учат преодолевать трудности.

Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе школьного и семейного воспитания, перед внешкольными учреждениями и организациями для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально заинтересовать детей и подростков.

Полезная информация:

Агрохимия как наука и ее методы
Агрохимия, или, агрономическая химия - наука о взаимодействия растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений в целях увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы. Цель агрономиче ...

Проблема оценки готовности к введению профильного обучения
Под готовностью к введению профильного обучения будем понимать состояние образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной), характеризуемое наличием в ней необходимых и достаточных условий (ресурсов, возможностей) внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечи ...

Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Для эффективности формирования ЗОЖ у подростков необходимо решать проблему комплексно. Для этого следует объединить усилия педагогов, родителей и самых учащихся. В работе с учащимися 9А класса были проведены следующие мероприятия: С целью информирования подростков об основных составляющих ЗОЖ, был ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru