Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся

Перед каждым юношей и девушкой рано или поздно возникает проблема выбора профессии. Вопрос «Кем быть?» - как уравнение со многими неизвестными, от правильного решения которого во многом зависит наша дальнейшая судьба. Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.

Приобщение молодого поколения к труду – проблема вечная. Найти свое призвание юноши и девушки мечтали во все времена. Но немногим удавалось осуществить эти замыслы, заняться любимым делом, развить и применить свои дарования и способности. Дети бедных и обездоленных чаще думали о куске хлеба, чем о своем призвании.

Научно-технический прогресс расширил профессиональные возможности, удовлетворяя потребности молодежи непрерывным появлением новых профессий. Известно, что современный молодой человек имеет в 100-200 раз больше вариантов выбора, чем его прадеды. Во столько раз возросла степень свободы выбора профессионального пути.

И все же молодые люди оказываются психологически неподготовленными к профессиональному самоопределению и в результате копируют поведение других людей, следуют моде, советам друзей и знакомых. А сделав неосознанный выбор, мы выполним работу, не приносящую моральное удовлетворение.

Нынешние социально-экономические условия актуализировали вопросы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Традиционные методы профориентационной работы не находят своего применения в современной школе, ибо отсутствуют прежние производственные базы госпредприятий, системы трудового обучения и производительного труда в школе.

В то же время изменилось восприятие престижности профессий в сознании молодежи. Становясь субъектом рыночных отношений, молодые люди должны самостоятельно осуществлять выбор работы как деятельности в государственной или частной сфере, нести ответственность за его последствия (размер заработной платы, возможности для развития своих способностей и карьеры). Мотивы же выбора профессии не всегда отвечают возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями индивида. У большинства нынешних выпускников школ формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры и труда.

Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно динамичном и мобильном обществе у учащихся старших классов должны быть сформированы устойчивые профессиональные намерения, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности личности.

Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.

Учитывая значимость проблемы, избранная тема курсовой работы «исследования педагогической науки и практики при подготовки старшеклассников к выбору профессии» очень актуальна.

Объект исследования: трудовое воспитание и профориентация.

Предмет: подготовка старшеклассников к выбору профессии.

Цель исследования: выявить особенности подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать трудовое воспитание в современной школе;

- проанализировать возрастные особенности старшеклассников и их учет в выборе профессии;

- выявить задачи школы, родителей по трудовому воспитанию и профориентации;

- предложить методики исследования и диагностики профессиональных интересов учащихся.

Полезная информация:

Бинарные и полинарные классификации
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения Махмутова М. И. включает две группы методов: 1) методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побужд ...

Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...

Психо-физиологические и психологические особенности студентов и их учет при разработке и использовании информационных технологий обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru