Трудовое воспитание старшеклассников в современной школе

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Трудовое воспитание старшеклассников в современной школе

Страница 1

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Задача трудового воспитания – это и осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности:

· Учебный труд. Умственный труд – самый тяжелый для ребенка. Этот

труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. Сложность учебного труда в том, что результаты его труднее обнаруживаются, они почти не доступны ребенку. Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

· Производительный труд содействует формированию личности

школьника в целом и особенно эффективно влияет на становление учащихся. Результаты производительного труда учащихся идут на пользу всему обществу, и поэтому ребята осознают себя участниками общественного производства.

· Общественно полезный труд является основой всей системы трудового

воспитания учащихся. Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В процессе систематического общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества как ответственность, бережное отношение у собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Общественно полезный труд должен быть систематическим. Это обеспечивается не только выбором дела, но и четким планированием, в котором предусматривается содержание общественно полезного труда, ответственные за организацию и выполнение труда. Общественно полезный труд проводится с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный (шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе). В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Школьники выступают как хозяева класса, организаторы своего совместного быта. Простейшей формой включения ребят в коллективную деятельность является дежурства.

Условия эффективности трудового воспитания:

· чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

· трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;

· радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления (легкий труд без напряжения не оказывает положительного воспитательного эффекта);

· контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;

· труд должен сменяться отдыхом, утомление снимается также чередованием видов труда;

· каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда;

· в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребенка, только через личную заинтересованность ребенок может научиться работать в полную силу, включиться к работающий коллектив;

· организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием, чтобы ребенок переживал радость труда на общую пользу, в интересах коллектива;

· труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

· в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно, организовывать свой труд.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Особенности организации среды жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа
Учреждение интернатного типа (детский дом) – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие личности ребенка. В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений ...

Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики
Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики потребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе нами была проведена контрольная работа в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова. Целью контроль ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru