Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Страница 1

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей.

Многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что в обществе с рыночной экономикой будет больше свободы в выборе сферы труда и профессии, и это позволит выпускникам школы самим определить жизненную позицию. Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают только квалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надлежащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказываются безработными. Поэтому школам, органам образования, родителям и самим учащимся придется переосмыслить проблему выбора профессии.

В современных условиях нужна новая концепция жизненного самоопределения молодого поколения. Концепция (лат. conception – понимание, система) – новое решение проблемы профессиональной ориентации. И вот почему. Уходит в прошлое плановое регулирование подготовки кадров, высвобождая тем самым творческий потенциал учащихся при самостоятельном выборе профессии. Если в прежние времена в области профессиональной ориентации учащихся проводилась государственная политика с установкой, то есть «сверху», на обеспечение всех отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, то в современных условиях нужна инициатива выбора сферы труда и профессии «снизу». А это предполагает развитие приспособительных функций и способностей каждого ученик в соответствии с дарованиями, интересами и потребностями личности. Поэтому правильнее употреблять термин не «профессиональная ориентация», а «профессиональное самоопределение». Это не означает отсутствия заинтересованности и поддержки государства в жизненном самоопределении молодого поколения. Напротив, государство заинтересовано в эффективном включении молодежи в трудовую деятельность, создает более радикальные условия решения данной проблемы.

Профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профессиональной ориентации прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи к труду и выбору профессии различных стран мира. Так, в Японии подготовка кадров начинается «с чистого листа», то есть с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. У нас такая система не отработана да и не подходит по другим принципиальным соображениям. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прагматической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии. Такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на «первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, что бы потом хотя бы частично достичь второй цели – обеспечения свободы выбора профессии для индивида». Известный английский ученый А. Г. Уоттс считает, что новая шведская система представляет сбой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции достигнуто состояние гармонии, в которой потребности в кадрах и желания молодежи уравновешиваются. В Республике Беларусь и других странах СНГ эта гармония еще не установилась.

В Беларуси нужна своя, оригинальная система профессионального самоопределения учащейся молодежи. Она уже зримо складывается на основе дифференцированного обучения в специализированных классах, школах, гимназиях, колледжах, лицеях, средних профессионально-технических учебных заведений и т.д. В них создаются условия для профессионального самоопределения на базе общего образования и развития на этой основе специфических способностей, которые становятся главными в выборе сферы труда и профессии.

Главные затруднения в выборе профессии в нашей республике заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие с процессом профессионального самоопределения учащихся.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

Методы организации и проведения констатирующего эксперимента
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Для определения уровня нарушения звукопроизношения было проведено обследование детей старшего дошкольного воз ...

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru