Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Страница 1

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей.

Многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что в обществе с рыночной экономикой будет больше свободы в выборе сферы труда и профессии, и это позволит выпускникам школы самим определить жизненную позицию. Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают только квалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надлежащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказываются безработными. Поэтому школам, органам образования, родителям и самим учащимся придется переосмыслить проблему выбора профессии.

В современных условиях нужна новая концепция жизненного самоопределения молодого поколения. Концепция (лат. conception – понимание, система) – новое решение проблемы профессиональной ориентации. И вот почему. Уходит в прошлое плановое регулирование подготовки кадров, высвобождая тем самым творческий потенциал учащихся при самостоятельном выборе профессии. Если в прежние времена в области профессиональной ориентации учащихся проводилась государственная политика с установкой, то есть «сверху», на обеспечение всех отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, то в современных условиях нужна инициатива выбора сферы труда и профессии «снизу». А это предполагает развитие приспособительных функций и способностей каждого ученик в соответствии с дарованиями, интересами и потребностями личности. Поэтому правильнее употреблять термин не «профессиональная ориентация», а «профессиональное самоопределение». Это не означает отсутствия заинтересованности и поддержки государства в жизненном самоопределении молодого поколения. Напротив, государство заинтересовано в эффективном включении молодежи в трудовую деятельность, создает более радикальные условия решения данной проблемы.

Профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профессиональной ориентации прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи к труду и выбору профессии различных стран мира. Так, в Японии подготовка кадров начинается «с чистого листа», то есть с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. У нас такая система не отработана да и не подходит по другим принципиальным соображениям. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прагматической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии. Такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на «первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, что бы потом хотя бы частично достичь второй цели – обеспечения свободы выбора профессии для индивида». Известный английский ученый А. Г. Уоттс считает, что новая шведская система представляет сбой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции достигнуто состояние гармонии, в которой потребности в кадрах и желания молодежи уравновешиваются. В Республике Беларусь и других странах СНГ эта гармония еще не установилась.

В Беларуси нужна своя, оригинальная система профессионального самоопределения учащейся молодежи. Она уже зримо складывается на основе дифференцированного обучения в специализированных классах, школах, гимназиях, колледжах, лицеях, средних профессионально-технических учебных заведений и т.д. В них создаются условия для профессионального самоопределения на базе общего образования и развития на этой основе специфических способностей, которые становятся главными в выборе сферы труда и профессии.

Главные затруднения в выборе профессии в нашей республике заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие с процессом профессионального самоопределения учащихся.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Общие и специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. А. Арушанова указывает что, аграмматизмы в детской речи - естественное явление. Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания. Возникают аграмматизмы в ...

Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц 2. Ме ...

Способы записи условия и решения задач
Можно применять различные формы записи условия задачи, но любая из них должна удовлетворять основным требованиям краткости и ясности. В отношении записи решения задач по физике учителя предъявляют к учащимся различные требования. Одни, например, требуют проводить запись решения с планом, другие с к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru