Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности их в конкретных людях. Один из характернейших признаков развития современных старшеклассников – крайняя его неравномерность, неодновременность. Это проявляется как на межиндивидном уровне (в одном классе сталкиваются двое юношей, оба 16 лет, но один – практически взрослый человек, другой – едва начинающий взрослеть подросток), так и на внутрииндивидном (разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает и время наступления физиологической, интеллектуальной, социальной зрелости). Такого рода ситуация оказывает влияние на его поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональных нарушений, «трудностей развития».
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по
темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, этот период, когда начинается переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.
Каждый старшеклассник имеет свой индивидуальный облик и, тем не
менее, есть характерные особенности, присущие старшему школьному возрасту.
1. Ведущая деятельность
- учебно-профессиональная деятельность;
- стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.
2. Социальная ситуация развития
- актуализация задач, связанных с самоопределением;
- зависимость от взрослых, прежде всего от родителей.
3. Новое в личности
- переход к социальной зрелости;
- развитие чувства долга и ответственности;
- формирование нравственной самооценки;
- личностное самоопределение;
- выбор профессии.
4. Возрастные новообразования
- профессиональное и личностное самоопределение (центральное новообразование);
- формирование мировоззрения;
- изменения в стремлениях;
- система ценностных ориентаций и социальных установок.
Не случайно психологи (Л.И. Божович, И.В.Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др.) основным новообразованием данной возрастной группы называют способность к самоопределению.
Вопреки бытующему среди практиков и отдельных ученых представлению о самоопределении как способности учащихся к выбору профессии, понятие это значительно важнее и многограннее, оно не может быть сведено к одному лишь аспекту. Содержательная многоаспектность феномена самоопределения позволили Л.И. Божович отметить его двуплановость: временное будущее и «смысловое будущее» (М.М.Бахтин). Первый план связан с выбором конкретной профессии, второй – с общими, лишенными конкретности исканиями смысла своего существования.
Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения.
Л.С. Выготский отводил в старшем школьном возрасте ключевую роль самосознанию и его развитию. Но, даже называя самосознание «самой последней и верхней из всех перестроек», он не этой инстанцией замыкал всю цепь новообразований. «С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка». Дело в том, что личность охватывает то единство поведения, которое характеризуется признаком овладения им. К овладению внутренним миром, по мнению Л.С. Выготского, и сводится функция его «открытия». «Недаром внешним коррелятом этого события, - пишет он, - является возникновение жизненного плана…»
Не только возрастные особенности старшеклассников играют роль в выборе профессии. По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они
несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с мнением ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь смогут проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться мир профессии…»
Полезная информация:
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Строевые упражнения на занятиях физической культуры
В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражнения входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержании уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных ме ...
Проблема оценки знаний в углубленных и коррекционных классах
Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективн ...