Возрастные особенности старшеклассников и их учёт при выборе профессии

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Возрастные особенности старшеклассников и их учёт при выборе профессии

Страница 1

Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности их в конкретных людях. Один из характернейших признаков развития современных старшеклассников – крайняя его неравномерность, неодновременность. Это проявляется как на межиндивидном уровне (в одном классе сталкиваются двое юношей, оба 16 лет, но один – практически взрослый человек, другой – едва начинающий взрослеть подросток), так и на внутрииндивидном (разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает и время наступления физиологической, интеллектуальной, социальной зрелости). Такого рода ситуация оказывает влияние на его поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональных нарушений, «трудностей развития».

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по

темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, этот период, когда начинается переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.

Каждый старшеклассник имеет свой индивидуальный облик и, тем не

менее, есть характерные особенности, присущие старшему школьному возрасту.

1. Ведущая деятельность

- учебно-профессиональная деятельность;

- стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.

2. Социальная ситуация развития

- актуализация задач, связанных с самоопределением;

- зависимость от взрослых, прежде всего от родителей.

3. Новое в личности

- переход к социальной зрелости;

- развитие чувства долга и ответственности;

- формирование нравственной самооценки;

- личностное самоопределение;

- выбор профессии.

4. Возрастные новообразования

- профессиональное и личностное самоопределение (центральное новообразование);

- формирование мировоззрения;

- изменения в стремлениях;

- система ценностных ориентаций и социальных установок.

Не случайно психологи (Л.И. Божович, И.В.Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др.) основным новообразованием данной возрастной группы называют способность к самоопределению.

Вопреки бытующему среди практиков и отдельных ученых представлению о самоопределении как способности учащихся к выбору профессии, понятие это значительно важнее и многограннее, оно не может быть сведено к одному лишь аспекту. Содержательная многоаспектность феномена самоопределения позволили Л.И. Божович отметить его двуплановость: временное будущее и «смысловое будущее» (М.М.Бахтин). Первый план связан с выбором конкретной профессии, второй – с общими, лишенными конкретности исканиями смысла своего существования.

Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения.

Л.С. Выготский отводил в старшем школьном возрасте ключевую роль самосознанию и его развитию. Но, даже называя самосознание «самой последней и верхней из всех перестроек», он не этой инстанцией замыкал всю цепь новообразований. «С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка». Дело в том, что личность охватывает то единство поведения, которое характеризуется признаком овладения им. К овладению внутренним миром, по мнению Л.С. Выготского, и сводится функция его «открытия». «Недаром внешним коррелятом этого события, - пишет он, - является возникновение жизненного плана…»

Не только возрастные особенности старшеклассников играют роль в выборе профессии. По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они

несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с мнением ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь смогут проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться мир профессии…»

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Создание игрового пространства
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры ...

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ
Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, пот ...

Понятие о памяти и её физиологических механизмах
На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что память о прошлом – центр душевной жизни человека. Памяти придавалось мистическое значение. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и иск ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru