Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно, рассматривать как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленное главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение «Я - концепции», самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознание и определение своего места в социуме, жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром.
Проблема самоопределения в той или иной форме проявляется в самых разных гуманитарных направлениях и пронизывает все стороны человеческой жизни. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение.
Структуру системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательной школы можно представить схематично.
Таблица 1. Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Этап |
Звенья и их функциональные характеристики | |||
1 |
2 | |||
I. Профессиональное просвещение |
Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу |
Ознакомление с социально-экономическими аспектами выбора профессии |
Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства |
Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства |
II. Профессиональное убеждение |
Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии |
Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества |
Самовыражение в выборе профессии |
Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения |
III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии |
Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук |
Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе |
Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения |
Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности |
IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся |
Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией |
Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья |
Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста |
Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации |
Этап I.
Профессиональное просвещение выполняет функции воспитания установки (готовности к выбору сферы труда и профессии):
· ознакомления учащихся с социальными аспектами выбора профессии;
· расширения кругозора об отраслях и профессиях народного хозяйства;
· пропаганды профессий средствами массовой информации, литературы и искусства.
Установка как бы предшествует восприятию информации или формируется под ее влиянием. В сознании многих учащихся установка как готовность личности к соответствующему способу реагирования складывается стихийно, под влиянием случайных факторов (кино и телевизионных передач, радио, средств массовой информации, занятий любимым делом и т.д.). Установка как направление деятельности может быть предложена авторитетными и конкретными лицами.
Педагогическому коллективу, особенно классному руководителю, нужно стремиться к целенаправленному воспитанию установки на выбор такой сферы труда и профессии, которая бы совпадала с жизненными планами учеников, их склонностями и способностями, и в то же время учитывались потребности общества в кадрах.
Полезная информация:
Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике
отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...
Аналитико-синтетический метод в решении физических задач
Аналитико-синтетический метод - основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления. В методических пособиях по физике ...
Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного
возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...