Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Страница 1

Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно, рассматривать как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленное главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение «Я - концепции», самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознание и определение своего места в социуме, жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром.

Проблема самоопределения в той или иной форме проявляется в самых разных гуманитарных направлениях и пронизывает все стороны человеческой жизни. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение.

Структуру системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательной школы можно представить схематично.

Таблица 1. Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Этап

Звенья и их функциональные характеристики

1

2

I.

Профессиональное просвещение

Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу

Ознакомление с социально-экономическими аспектами выбора профессии

Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства

Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства

II. Профессиональное убеждение

Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии

Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества

Самовыражение в выборе профессии

Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения

III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии

Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук

Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе

Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения

Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности

IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся

Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией

Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья

Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста

Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации

Этап I.

Профессиональное просвещение выполняет функции воспитания установки (готовности к выбору сферы труда и профессии):

· ознакомления учащихся с социальными аспектами выбора профессии;

· расширения кругозора об отраслях и профессиях народного хозяйства;

· пропаганды профессий средствами массовой информации, литературы и искусства.

Установка как бы предшествует восприятию информации или формируется под ее влиянием. В сознании многих учащихся установка как готовность личности к соответствующему способу реагирования складывается стихийно, под влиянием случайных факторов (кино и телевизионных передач, радио, средств массовой информации, занятий любимым делом и т.д.). Установка как направление деятельности может быть предложена авторитетными и конкретными лицами.

Педагогическому коллективу, особенно классному руководителю, нужно стремиться к целенаправленному воспитанию установки на выбор такой сферы труда и профессии, которая бы совпадала с жизненными планами учеников, их склонностями и способностями, и в то же время учитывались потребности общества в кадрах.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Опыт использования различных форм организации двигательной активности в режиме дня ребенка
В постоянной работе используются различные формы организации двигательной активности. Во время проведения присутствуют: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физ ...

Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...

Формирующий эксперимент. Модель учебного межпредметного проекта "Пасхальные сказки"
Данный проект является межпредметным, объединяет предметные области литературное чтение, рисование и трудовое обучение. При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов. І Подготовительный этап Занятие № 1. Цель: формирование эффективной группы, формирование у учащихся пон ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru