Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно, рассматривать как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленное главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение «Я - концепции», самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознание и определение своего места в социуме, жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром.
Проблема самоопределения в той или иной форме проявляется в самых разных гуманитарных направлениях и пронизывает все стороны человеческой жизни. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение.
Структуру системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательной школы можно представить схематично.
Таблица 1. Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Этап |
Звенья и их функциональные характеристики | |||
1 |
2 | |||
I. Профессиональное просвещение |
Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу |
Ознакомление с социально-экономическими аспектами выбора профессии |
Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства |
Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства |
II. Профессиональное убеждение |
Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии |
Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества |
Самовыражение в выборе профессии |
Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения |
III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии |
Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук |
Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе |
Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения |
Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности |
IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся |
Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией |
Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья |
Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста |
Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации |
Этап I.
Профессиональное просвещение выполняет функции воспитания установки (готовности к выбору сферы труда и профессии):
· ознакомления учащихся с социальными аспектами выбора профессии;
· расширения кругозора об отраслях и профессиях народного хозяйства;
· пропаганды профессий средствами массовой информации, литературы и искусства.
Установка как бы предшествует восприятию информации или формируется под ее влиянием. В сознании многих учащихся установка как готовность личности к соответствующему способу реагирования складывается стихийно, под влиянием случайных факторов (кино и телевизионных передач, радио, средств массовой информации, занятий любимым делом и т.д.). Установка как направление деятельности может быть предложена авторитетными и конкретными лицами.
Педагогическому коллективу, особенно классному руководителю, нужно стремиться к целенаправленному воспитанию установки на выбор такой сферы труда и профессии, которая бы совпадала с жизненными планами учеников, их склонностями и способностями, и в то же время учитывались потребности общества в кадрах.
Полезная информация:
Методическая деятельность классного руководителя
В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы. Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккурат ...
Оценка результативности проведенной индивидуальной работы
С целью выявления эффективности работы по составленному нами плану по развитию индивидуальных особенностей памяти проведена контрольная диагностика со всеми учащимися класса. Учащимся было предложено выполнение тестов, которые сходны по цели и методике проведения с теми, что проводились в ходе перв ...
Социальное воспитание в истории общества и государства
В каждом обществе в ходе исторического развития воспитание проходило определенный путь становления. На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. Воспитание было слито со стихийной социализацией, осуществ ...