Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Страница 2

В средних и старших классов установка вырабатывается под влиянием родителей, литературных персонажей, встреч со специалистами различных отраслей и собственной творческой деятельности.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. С большим интересом подростки пишут сочинения о своей будущей профессии, о труде своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус». Для старших школьников эффективными оказываются читательские конференции и тематические вечера.

Пропаганда профессий средствам массовой информации, литературы и искусства позволяет повысить статус и престижность профессий с учетом современных условий. Периодическая печать, радио, телевидение, кино, литература и искусство оказываются самым эффективным средством среди других факторов. Хорошо зарекомендовали себя в работе по профессиональной ориентации учащихся кинолектории, чествования передовиков производства, организация и проведение профессиональных праздников и юбилейных дат предприятий, агропромышленного комплекса, литературно-музыкальные вечера и многое другое.

Таким образом, просвещение, дополненное средствами массовой информации и искусства, соединяет сознание и чувства, интеллект и эмоции в единый поток действенно-волевых качеств личности, что приводит к глубоким убеждениям в профессиональном самоопределении учащихся.

Этап II.

Убеждение как этап профессиональной ориентации выполняет функции внедрения внешних влечений во внутреннюю позицию каждого ученика, в действенно-волевую сферу. Оно формирует мотивы учащихся, учит их самоанализу и самоутверждению при выборе профессии. В результате убеждение становится связывающим звеном между просвещением и практической подготовкой учащихся к выбору и получению профессии. Оно необходимо потому, что у педагогов нет единого способа направить или перестроить профессиональные намерения учащихся, кроме воспитания и изменения внутренней позиции, мотивационной сферы.

Педагогу необходимо убелить, а учащимся убедиться, прежде всего, в необходимости развития склонностей и способностей для претензий на избираемую профессию. Для этого нужно направить учащихся на заинтересованной развитие своих способностей. С учащимися младших классов полезно провести беседу «Путь в профессию начинается в школе», в которой пытаться осветить вопросы рационального использования учебного и свободного времени для развития способностей.

У старшеклассников активная жизненная позиция и профессиональная направленность утверждаются в диспутах и конференциях, на встречах с производственниками, выпускниками и учащимися ПТУ, средних и высших учебных заведений. Самовыражение у них проявляется в техническом творчестве и опытничестве, на конкурсах и смотрах: «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Смотр талантов» и др.

Заключительной функцией профессионального убеждения является принятие решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих намерений. На этом этапе следует помочь учащимся утвердиться в своем выборе путем посвящения в учащиеся ПТУ или других средних и высших учебных заведениях, в рабочие, хлеборобы, механизаторы. Важно, чтобы каждый выпускник школы сделал правильный выбор и сознательно принял решение с учетом социальных условий и призвания личности.

Этап III.

Практическая подготовка учащихся к труду и выбору профессии реализуется всем арсеналом учебно-воспитательной работы школы, родителей и внешкольных учреждений. Немаловажное значение, а иногда и решающую роль имеет полезный труд учащихся. Он особенно важен во время перехода экономики на рыночные отношения, в которых производительный труд и его результаты становятся главной ценностью в признании статуса личности.

В настоящее время полезный труд может быть представлен следующими видами:

Ø производительный труд для школы и самообслуживания;

Ø в микрорайоне школы;

Ø по месту жительства;

Ø в помощь предприятиям, колхозам и совхозам, учреждениям и организациям, кооператорам и арендаторам;

Ø по охране природы и окружающей среды;

Ø хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях.

Полезный труд для школы может быть направлен на укрепление

материальной базы:

Ø изготовление простейших приспособлений для занятий по предметам и трудовому обучению;

Ø изготовление муляжей, гербариев, коллекций к урокам биологии;

Ø макетов материальной культуры прошлого и настоящего – к урокам истории и географии;

Ø приборов и оборудования – к урокам физики, химии, математики;

Ø ручного инвентаря – для труда в мастерских и на пришкольном участке, для экскурсий, поход и экспедиций.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Урок как основной метод обучения строевым упражнениям
Основной формой организации учебной работы по начальной военной подготовке является урок, на котором учащиеся получают теоретические знания. Хорошая организация урока, умение провести его интересно, наглядно, на высоком воспитательном и научном уровне – требования, обязательные для каждого военного ...

Композиция кадра и монтаж видеофильма
Большое влияние на передачу глубины пространства оказывает угол изображения вариообъектива видеокамеры. Широкоугольные (короткофокусные) объективы воспроизводят перспективу с более выраженным сокращением линий, длинофокусные (телеобъективы) - наоборот, ослабляют ощущение глубины пространства тем, ч ...

Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru