Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Страница 2

В средних и старших классов установка вырабатывается под влиянием родителей, литературных персонажей, встреч со специалистами различных отраслей и собственной творческой деятельности.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. С большим интересом подростки пишут сочинения о своей будущей профессии, о труде своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус». Для старших школьников эффективными оказываются читательские конференции и тематические вечера.

Пропаганда профессий средствам массовой информации, литературы и искусства позволяет повысить статус и престижность профессий с учетом современных условий. Периодическая печать, радио, телевидение, кино, литература и искусство оказываются самым эффективным средством среди других факторов. Хорошо зарекомендовали себя в работе по профессиональной ориентации учащихся кинолектории, чествования передовиков производства, организация и проведение профессиональных праздников и юбилейных дат предприятий, агропромышленного комплекса, литературно-музыкальные вечера и многое другое.

Таким образом, просвещение, дополненное средствами массовой информации и искусства, соединяет сознание и чувства, интеллект и эмоции в единый поток действенно-волевых качеств личности, что приводит к глубоким убеждениям в профессиональном самоопределении учащихся.

Этап II.

Убеждение как этап профессиональной ориентации выполняет функции внедрения внешних влечений во внутреннюю позицию каждого ученика, в действенно-волевую сферу. Оно формирует мотивы учащихся, учит их самоанализу и самоутверждению при выборе профессии. В результате убеждение становится связывающим звеном между просвещением и практической подготовкой учащихся к выбору и получению профессии. Оно необходимо потому, что у педагогов нет единого способа направить или перестроить профессиональные намерения учащихся, кроме воспитания и изменения внутренней позиции, мотивационной сферы.

Педагогу необходимо убелить, а учащимся убедиться, прежде всего, в необходимости развития склонностей и способностей для претензий на избираемую профессию. Для этого нужно направить учащихся на заинтересованной развитие своих способностей. С учащимися младших классов полезно провести беседу «Путь в профессию начинается в школе», в которой пытаться осветить вопросы рационального использования учебного и свободного времени для развития способностей.

У старшеклассников активная жизненная позиция и профессиональная направленность утверждаются в диспутах и конференциях, на встречах с производственниками, выпускниками и учащимися ПТУ, средних и высших учебных заведений. Самовыражение у них проявляется в техническом творчестве и опытничестве, на конкурсах и смотрах: «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Смотр талантов» и др.

Заключительной функцией профессионального убеждения является принятие решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих намерений. На этом этапе следует помочь учащимся утвердиться в своем выборе путем посвящения в учащиеся ПТУ или других средних и высших учебных заведениях, в рабочие, хлеборобы, механизаторы. Важно, чтобы каждый выпускник школы сделал правильный выбор и сознательно принял решение с учетом социальных условий и призвания личности.

Этап III.

Практическая подготовка учащихся к труду и выбору профессии реализуется всем арсеналом учебно-воспитательной работы школы, родителей и внешкольных учреждений. Немаловажное значение, а иногда и решающую роль имеет полезный труд учащихся. Он особенно важен во время перехода экономики на рыночные отношения, в которых производительный труд и его результаты становятся главной ценностью в признании статуса личности.

В настоящее время полезный труд может быть представлен следующими видами:

Ø производительный труд для школы и самообслуживания;

Ø в микрорайоне школы;

Ø по месту жительства;

Ø в помощь предприятиям, колхозам и совхозам, учреждениям и организациям, кооператорам и арендаторам;

Ø по охране природы и окружающей среды;

Ø хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях.

Полезный труд для школы может быть направлен на укрепление

материальной базы:

Ø изготовление простейших приспособлений для занятий по предметам и трудовому обучению;

Ø изготовление муляжей, гербариев, коллекций к урокам биологии;

Ø макетов материальной культуры прошлого и настоящего – к урокам истории и географии;

Ø приборов и оборудования – к урокам физики, химии, математики;

Ø ручного инвентаря – для труда в мастерских и на пришкольном участке, для экскурсий, поход и экспедиций.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Диагностика задержки психического развития
Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо ран ...

Особенности речевого развития воспитанников детских домов
Характерным для детей, воспитывающихся в детских домах, является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у воспитанников домов ребенка лепет отмечается в период от 7 до 1 ...

Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 20 человек (10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи – экспериментальная группа и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием – контрольная группа). Исследовани ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru