Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся

Страница 3

Все учащиеся дежурят, следят за чистотой и порядком в классе, коридорах, рекреациях, в столовой и залах, кабинетах и мастерских. Они побывают в роли санитаров, помощников учителя, организаторов коллективных дел. Возможно, один из видов практической деятельности станет любимым для кого-то из учеников, явится побудителем и основой выбора соответствующей профессии.

Полезный труд в микрорайоне школы многообразен по содержанию и формам организации. Это охрана зеленых насаждений, оборудование игровых и спортивных площадок, приобщение учащихся к труду зеленых патрулей, работников зеленхозов, строителей и других профессий. Трудовые объединения школьников могут оказать помощь предприятиям, колхозам и совхозам в сезонных работах, учреждениям торговли, здравоохранения – в заготовке продуктов питания и лекарственных растений; разведение питомников декоративных, цветочных растений, овощей и плодовых деревьев, выращивании семян ценных культур и многом другом.

Хозяйственно-бытовой труд дома учит детей самообслуживанию: убирать жилище, помогать родителям воспитании младших братьев и сестер, а также в заготовке продуктов питания впрок; готовить пищу, ремонтировать простейшую бытовую технику, ухаживать за животными, работать на огороде, производить мелкий ремонт одежды, обуви, помещения и т.д. Хозяйственно-бытовой труд помогает учащимся глубже понять хозяйственную деятельность, вникнуть в экономику труда и его результаты, освоить элементарные навыки рыночных отношений. Увлеченность определенными видами полезного труда облегчает выбор профессии.

Этап IV.

Дифференцированный подход к профессиональной ориентации учащихся обусловлен тем, что разносторонние качества личности каждый ученик проявляет в зависимости от индивидуальных особенностей. Дифференцированная работа как корректирующий этап необходима для коррекции склонностей и способностей к избираемой профессии в рамках отрасли, профессии широкого профиля или специальности. Корректировать выбор профессии требуется и тем учащимся, у которых здоровье не позволяет выбрать желанную профессию. Дифференцировать нужно и факторы, которые оказывают неодинаковое влияние на отдельных учащихся. Для одних учеников решающими оказываются учебные предметы, школьные кружки и факультативы, для других – родители, для третьих – средства массовой информации и т.д.

Многофакторный характер профессиональной ориентации предполагает координацию деятельности всех подразделений школы, родителей, внешкольных учреждений и общественности. Координируются планы учебно-воспитательной работы. Учителя при составлении карточек индивидуальных занятий могут указать, по каким разделам и темам учащиеся могут получить информацию о профессии, приобрести умения и навыки. Возможна и интеграция информации по всем предметам применительно к конкретным профессиям и специальностям.

В планах классных руководителей намечаются мероприятия по оказанию учащимся помощи в выборе сферы труда и профессии. В общешкольном плане предусматривается специальный раздел о трудовом воспитании, обучении и профессиональной ориентации, в котором отражаются общешкольные мероприятия всего педагогического коллектива, работа медработника и библиотекаря, ученических объединений, родителей и общественности.

Любая система помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в конечном счете замыкается на личности. Поэтому необходим дифференцированный подход к формированию такого интегрального качества личности, как профессиональная направленность каждого юноши и каждой девушки.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Технологии проектного обучения
Основа проектной методики – идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конк ...

Понятие и функции рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в ...

Функции образования
В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение е ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru