Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников

Образование и воспитание » Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.

Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Хотелось бы также отметить, что в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что необходимо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний.

Будучи в целом незначительными "деталями" многосложного воспитательного "механизма", поощрения и наказания в определенных ситуациях приобретают решающее значение

Таким образом, исходя из темы, объектом изучения в данной работе являются методы педагогического стимулирования. А предметом исследования: поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования.

Соответственно целью данной работы является изучение методики использования поощрений и наказаний как способов стимулирования деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, задачами курсовой работы являются:

1. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме.

2. Формирование общего понятия о поощрении и наказании как методах педагогического стимулирования деятельности школьников.

3. Рассмотрение использования поощрения и наказания в педагогической деятельности.

4. Подведение общих итогов проведенного анализа по данной теме.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она может быть использована в качестве методического пособия студентами высших педагогических учебных заведений, а также начинающими педагогами - практиками.

В первой части первой главы была проанализирована общая характеристика поощрения и наказания как методов педагогического стимулирования деятельности школьников, подробно рассмотрена классификация видов и форм поощрений и наказаний, а также их характерные признаки и особенности. Во второй части первой главы были проанализированы наиболее типичные конкретные формы сначала поощрения, затем наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся, а также механизм их действия и оказываемое влияние на учащихся.

Во второй главе были рассмотрены условия, а так же технология применения поощрений и наказаний, общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности использования поощрения и наказания. Проанализирован вопрос о значимости педагогического такта при использовании средств педагогического воздействия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Полезная информация:

Анализ показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста
Полученные данные свидетельствуют, что мальчики в 5 лет имеют средний рост 112,1 см., в 6 лет показатели роста увеличиваются на 2,9 см,. к 7 годам достигает 119,6±0,63 см. У девочек в 5 лет длина тела в среднем равна 111,8±0,71 см, к 6 годам повышается на 4,4 см, а к семи годам увеличение составляе ...

Эмпирические методы познания
К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Наиболее часто эти методы применяются в естественнонаучных дисциплинах (химии, биологии, астрономии, физике, географии и т. д.). Для математики эти методы не являются характерными. История развития математики с ...

Обзор творчества С. В. Рахманинова
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru