Особенности речевого развития воспитанников детских домов

Страница 1

Характерным для детей, воспитывающихся в детских домах, является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у воспитанников домов ребенка лепет отмечается в период от 7 до 10 месяцев. Так, понимание речи у детей, воспитывающихся в семье и Доме ребенка, проявляется уже во втором полугодии жизни, но у детей, воспитывающихся в семье, это случается в 2 раза чаще, чем у детей, растущих в депривированных условиях. К активной речи дети, воспитывающиеся в семье, переходят в конце 2-го полугодия жизни, дети из Дома ребенка – в конце третьего полугодия жизни (М.И. Лисина, Т.А. Финашина, А.Г. Рузская и др.).

Условия жизни и развития сказываются также и на темпах развития речи у детей. Большая часть, воспитанников из домов ребенка в 2 года 6 мес. еще не владеют активной речью; в семье к этому времени таких детей в 3-4 раза меньше.

Данные исследований, проводимых под руководством М.И. Лисиной, свидетельствуют, что активная речь у детей, воспитывающихся в разных условиях, качественно неодинакова. Были установлены четыре уровня развития активной речи: два высших (I и II) и два низших (III и IV). Уровень I характеризовался использованием при общении сложных речевых конструкций. Уровень II отличает преимущественное использование двусловных предложений: подлежащее - сказуемое, подлежащее - указательное местоимение и т.п. Дети, находящиеся на уровне, на уровне III овладения активной речью, произносят отдельные слова (глаголы, существительные, местоимения), выступающие в функции целого предложения. Самый низкий уровень 1У – это тот, при котором ребенок проговаривает отдельные слова с повторяющимися слогами, обозначающие, как правило, отдельный предмет или лицо (ба-ба, ав-ав и т.п.).

В ходе обследования речи воспитанников детских домов ребенка было определено, что около 80% детей находятся на низких уровнях овладения активной речью, примерно 60% детей и в 2 года 6 мес. соответствует IV уровню. И только речь 14,3% детей соответствует II уровню (двусловных предложения).

Дети из семьи, в том числе и посещающие ясли, преимущественно активно владеют речью на высших ее уровнях 64% (I и II). Возрастной срез продемонстрирован, что та часть детей из дома ребенка, которые поднимаются к уровням II и III активной речи, проделывают это только к 2" годам 6 мес., в то время как дети, воспитывающиеся в семье, достигают их уже к 1 году 6 мес.

Речь детей с разным уровнем ее развития оказывается неодинаковой по составу частей речи, используемых детьми. Так для уровня IV активной речи характерно наличие только существительных. На последующих уровнях постепенно нарастает количество глаголов, наречий, прилагательных. Речь воспитанников дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативная, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте.

Характерным признаком клинической картины речевых нарушений большинства детей-сирот является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов, речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Развитие речи у детей с ДЦП
О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже в ...

Трудности воспроизведения письменной речи глухими школьниками
Исследователи речи глухих и сурдопедагоги неоднократно отмечали, что усвоение грамматического строя языка чрезвычайно затрудняет глухих. В сурдопедагогике принято определять ошибки, часто допускаемые глухими детьми в грамматическом формировании речи, термином аграмматизм. У глухого ребенка сохранен ...

Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку
Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чем-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящей/ надо быть убежденным в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, фор­мой которого ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru