Особенности речевого развития воспитанников детских домов

Страница 1

Характерным для детей, воспитывающихся в детских домах, является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у воспитанников домов ребенка лепет отмечается в период от 7 до 10 месяцев. Так, понимание речи у детей, воспитывающихся в семье и Доме ребенка, проявляется уже во втором полугодии жизни, но у детей, воспитывающихся в семье, это случается в 2 раза чаще, чем у детей, растущих в депривированных условиях. К активной речи дети, воспитывающиеся в семье, переходят в конце 2-го полугодия жизни, дети из Дома ребенка – в конце третьего полугодия жизни (М.И. Лисина, Т.А. Финашина, А.Г. Рузская и др.).

Условия жизни и развития сказываются также и на темпах развития речи у детей. Большая часть, воспитанников из домов ребенка в 2 года 6 мес. еще не владеют активной речью; в семье к этому времени таких детей в 3-4 раза меньше.

Данные исследований, проводимых под руководством М.И. Лисиной, свидетельствуют, что активная речь у детей, воспитывающихся в разных условиях, качественно неодинакова. Были установлены четыре уровня развития активной речи: два высших (I и II) и два низших (III и IV). Уровень I характеризовался использованием при общении сложных речевых конструкций. Уровень II отличает преимущественное использование двусловных предложений: подлежащее - сказуемое, подлежащее - указательное местоимение и т.п. Дети, находящиеся на уровне, на уровне III овладения активной речью, произносят отдельные слова (глаголы, существительные, местоимения), выступающие в функции целого предложения. Самый низкий уровень 1У – это тот, при котором ребенок проговаривает отдельные слова с повторяющимися слогами, обозначающие, как правило, отдельный предмет или лицо (ба-ба, ав-ав и т.п.).

В ходе обследования речи воспитанников детских домов ребенка было определено, что около 80% детей находятся на низких уровнях овладения активной речью, примерно 60% детей и в 2 года 6 мес. соответствует IV уровню. И только речь 14,3% детей соответствует II уровню (двусловных предложения).

Дети из семьи, в том числе и посещающие ясли, преимущественно активно владеют речью на высших ее уровнях 64% (I и II). Возрастной срез продемонстрирован, что та часть детей из дома ребенка, которые поднимаются к уровням II и III активной речи, проделывают это только к 2" годам 6 мес., в то время как дети, воспитывающиеся в семье, достигают их уже к 1 году 6 мес.

Речь детей с разным уровнем ее развития оказывается неодинаковой по составу частей речи, используемых детьми. Так для уровня IV активной речи характерно наличие только существительных. На последующих уровнях постепенно нарастает количество глаголов, наречий, прилагательных. Речь воспитанников дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативная, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте.

Характерным признаком клинической картины речевых нарушений большинства детей-сирот является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов, речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально – типологические черты
Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ...

Проектирование воспитательного пространства взаимодействия школы и семьи с использованием средств ИКТ
Цель эксперимента – развитие организованности младших школьников. Экспериментальная гипотеза: создание пространства взаимодействия школы и семьи с использованием ИКТ и включение в это пространство ребенка повысит уровень организованности младших школьников. Создание пространства взаимодействия семь ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru