Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Страница 2

Настоящее формализованное описание концептуальной модели системы довузовской подготовки специалистов позволяет определить предметную сферу и проблематику оценивания.

В дискурсе довузовской подготовки специалистов обозначается комплексная проблема обеспечения достоверности оценки в организационно-технологическом и экспертно-аналитическом аспектах, когда:

определяются требования к результатам подготовки;

проводятся контролирующие мероприятия;

обрабатываются зафиксированные ответы аттестуемых;

агрегируются результаты оценивания (оценки) отдельных количественных и качественных параметров индивидуальных образовательных достижений – объектов числовой и нечисловой природы.

На современном этапе развития психологии и педагогики оценить качество подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений возможно по фиксированным проявлениям выполняемых ими предметных действий – индивидуальным образовательным достижениям, под которыми подразумеваются достижения образовательных целей, выраженных в виде требований к результатам подготовки в предметно-деятельностной форме. Существующая практика довузовской подготовки обучающихся основана на экспертных оценках и на математических операциях агрегирования численных величин, характеризующих состояние уровня подготовки, что не отвечает компетентностной парадигме, реализованной во ФГОС профессионального образования. Несовершенство экспертного оценивания обусловлено субъективностью. Существует проблема погрешности педагогических измерений и определения интегральной оценки. В соответствии с положениями теории измерения определяется:

интегральная оценка качества подготовки будет достоверной, если ее истинность (или ложность) сохраняется при любых допустимых преобразованиях, входящих в нее объектов числовой и нечисловой природы;

чтобы обеспечить достоверность интегральной довузовской подготовки, необходимо привести количественные индикаторы индивидуальных образовательных достижений к их качественным аналогам с последующим их обобщением в сочетании с другими качественными оценками.

Одной из основных проблем профессионального образования является формирование «диагностичных» целей и требований к результатам подготовки, которые постоянно изменяются в контексте перманентной модернизации системы профессионального образования. В том числе вызванной интеграцией отечественной экономики с зарубежными экономическими системами. Изменения образовательных целей и требований к качеству профессионального образования со стороны работодателей и государства порождает проблему отставания сложившейся отечественной массовой практики довузовской подготовки от современных требований, решение которой означает ориентацию на международные требования к оценке и обеспечению качества образования. Причины отставания порождаются:

неполнотой законодательной и нормативной базы, определяющей требования к качеству образования;

отсутствием образовательных стандартов нового поколения и соответствующих им стандартизированных фондов оценочных средств и технологий довузовской подготовки;

несформированностью культуры довузовской подготовки и публикации соответствующих результатов;

несогласованностью требований к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования со стороны работодателей и государства и др.

Формированию требований к качеству подготовки препятствуют:

постоянное изменение и повышение требований к качеству подготовки специалистов со стороны работодателей вследствие динамично развивающейся отечественной экономики;

инерционность отечественной системы образования;

недостаточная разработанность теоретических основ формирования требований к результатам освоения образовательных программ;

противоречивость в подходах к детализации требований к качеству подготовки со стороны представителей «рынка труда» и «рынка образования».

Эти причины приводят к тому, что при оценке качества образования возникает проблема, выражающаяся в невозможности получения согласованного мнения со стороны обучающихся и членов их семей, представителей образовательных учреждений, государства и работодателей, в т.ч. из-за использования ими различных подходов.

В силу сложившихся институциональных отношений в системе отечественного профессионального образования доминантными являются требования к качеству подготовки со стороны работодателей и государства, поэтому на первый план выходит проблема их несогласованности.

Анализ положений федеральных нормативных правовых актов в сфере трудового и образовательного законодательств показывает смысловые расхождения в понимании сущности требований к качеству подготовки со стороны государства и работодателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбиниров ...

Семья, ее основные функции
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, се ...

Оценивание учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
На протяжении нескольких последних десятилетий в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие компетенции, умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешности в профессион ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru