Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Страница 4

Поскольку системы довузовской подготовки специалистов являются социальными, определяется механизм их развития – экстенсивное или интенсивное развитие систем довузовской подготовки специалистов происходит от исходного состояния к планируемому, в зависимости от норм и правил, определенных группой ведущих субъектов контрольно-оценочной деятельности – агентов институциональных изменений, в форме стратегии, соответствующей основополагающим принципам и тенденциям развития в содержательном, процессном и организационном планах в целях удовлетворения потребностей личности, государства и общества в актуальной, достоверной информации о качестве подготовки

Сдерживающим фактором развития является недостаточность научного обоснования теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов. С другой стороны, оценка качества подготовки должна быть достоверной, а это означает применение релевантных методик и средств контроля и оценивания, объединенных в надежную технологию комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений, что раскрывается во второй и третьей главах.

Попытаемся наметить лишь некоторые пути решения данного вопроса, выделить главное, что необходимо иметь в виду при организации работы со школьниками старших классов, определяющих свое профессиональное будущее.

На первом этапе этой работы следует, на наш взгляд, в первую очередь, организовать полное и точное информирование старшеклассников о месте расположения, контактных телефонах, структуре, правилах приема и всех видах образовательных услуг учебных заведений, традиционно пользующихся спросом среди абитуриентов, как на территории республики, так и за ее пределами. Также подобная информация должна включать в себя подробное описание специальностей и специализаций, учебных планов и специфику данной профессии.

Все это можно встретить на сайтах вузов в Интернете, однако зачастую они доступны далеко не всем потенциальным потребителям, не всегда отвечают перечисленным требованиям, их дизайн не вызывает никакого интереса и нуждается в обновлении. Восполнить данный пробел частично позволяет ежегодно проводимая биржей труда и занятости населения республиканская Ярмарка учебных мест. Но и здесь полнота информационных потоков зависит от добросовестности организаторов мероприятия и удаленности школы от места его проведения. В связи со сказанным актуальной для современного вуза становится рекламная и PR-деятельность, нацеленная на полное информирование населения обо всех направлениях работы, перспективах развития и уникальных предложениях, делающих учебное заведение наиболее привлекательным на фоне усиливающейся конкуренции на образовательном рынке.

На втором этапе работы с будущим абитуриентом необходима поддержка специалистов (социологи, психологи, педагоги, специалисты-практики и др.), помогающих сделать правильный выбор профессии, а соответственно, ориентировать на те или иные учебные предметы, требующие дополнительных внеаудиторных занятий для поступления в вуз.

Третий этап наиболее важен. Это правильная организация курсов довузовской подготовки старшеклассников по всем учебным предметам. Они должны иметь не только удобный для школьника график работы, но и строиться на основных дидактических принципах: преемственность между разными ступенями образования, систематичность работы, избирательность учебного материала, личностно-ориентированный подход к слушателям, принципы дифференцированного обучения. Реализовать это возможно при наличии всех необходимых сведений о курсантах (данные о школе, ведущих учителях, их особенностях преподавания, степени прохождения учебной программы и др.), а также при условии владения преподавателем курсов современными технологиями и методиками обучения.

Так, например, наиболее эффективно, на наш взгляд, сочетание репродуктивного и проблемного методов обучения с активным использованием при этом алгоритмов, наглядного материала в виде таблиц и опорных схем-конспектов, привлечением существующих обучающих компьютерных программ. Следует также обратить особое внимание на сочетание лекционного материала с организацией практических занятий, моделирующих ситуацию экзамена, на проведение которых, несомненно, должно отводиться как можно больше учебного времени. Наверное, нельзя также отказываться и от организации домашней самостоятельной работы школьников: минидомашнее задание позволит закрепить изученный материал и проверить степень его усвоения.

На четвертом, завершающем, этапе необходимо проведение мониторинга, позволяющего проанализировать качество поступления курсантов в вуз и на основе этого корректировать содержание обучения на курсах подготовки и методику преподавания учебных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Роль и место раздела в подготовке учащихся к выбору профиля
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...

Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования
Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других. Осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфически ...

Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru