Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Оценка эффективности системы довузовской подготовки

Страница 3

Проблема формирования «диагностичных» целей и требований к результатам подготовки, а в контексте ФГОС – к результатам освоения профессиональных образовательных программ, может быть решена при определении соответствующих концептуальных основ, что сделано во второй главе.

Изменение образовательных целей, как следствие введения в действие ФГОС профессионального образования, влечет изменение содержательной части как в обучении, так и проведении контрольно-оценочных процедур. Цели и содержание как сущностная часть системы довузовской подготовки специалистов во многом определяют ее процессуальную часть. Как правило, изменения процессов влекут изменения в функционально-организационной структуре, поскольку добавление новых процессов требует введения новых функций и наоборот – добавление новых функций приводит к появлению новых процессов. Таким образом, процессуальная содержательная и организационная части систем довузовской подготовки специалистов адекватно отражают друг друга.

Изменения требований к результатам подготовки, возможности современных педагогических и информационных технологий и необходимость обучающихся в самооценке (в т.ч. в удаленном режиме) определяют принципы развития систем довузовской подготовки специалистов:

научная обоснованность и междисциплинарность, реализуемые посредством использования новых достижений в педагогике, психологии и информационных технологиях;

преемственность в теории и практике контрольно-оценочной деятельности, достигаемая за счет использования продуктивного опыта в контроле и оценке знаний, умений и навыков, организации и проведении контролирующих мероприятий, использовании информационных технологий для автоматизации процессов обработки информации и др.;

субъектно-предметная ориентированность, выражающаяся в получении достоверной мультиаспектной информации об индивидуальных образовательных достижениях, в т.ч. в контексте предметной деятельности, по которой можно сделать выводы, как в количественном, так и в качественном выражении результатов подготовки как отдельного аттестуемого, так и их групп;

ориентированность на изменение информационных потребностей государства, общества и личности, выражающаяся в готовности системы в кратчайшие сроки удовлетворить возникающие потребности в информации о качестве подготовки специалистов;

открытость и прозрачность контрольно-оценочной деятельности, необходимые для признания достоверности результатов довузовской подготовки специалистов со стороны государства, общества и личности.

В этом дискурсе определяются основные тенденции развития систем довузовской подготовки специалистов:

реорганизация организационных структур учреждений профессионального образования с выделением (аутсорсинг) отдельных специализированных структурных элементов – «держателей» технологий, фондов оценочных средств, баз данных участников и результатов и аппаратно-программных средств автоматизации процессов контрольно-оценочной деятельности;

модернизация технологий довузовской подготовки на основе комплексного применения современных педагогических, информационных, полиграфических, организационно-распорядительных, транспортных и др. технологий.

Аутсорсинг предполагает делегирование функций по оценке качества подготовки или сертификации квалификаций специализированным отделам, организациям или экспертам, в т.ч. «внешним». Модернизация технологий контрольно-оценочной деятельности рассматривается в плане:

бенчмаркинга – использование достижений науки, передового организационного, методического и технологического опыта довузовской подготовки;

стандартизации в части: регламентации процессов разработки и экспертизы качества контрольно-измерительных материалов (КИМ); организации и проведения контролирующих мероприятий и процедур экспертно-аналитической деятельности; применения сертифицированных аппаратно-программных средств для автоматизации процессов; независимая аккредитация организаций, специализирующихся на сертификации квалификаций и / или довузовской подготовки;

внедрения систем менеджмента качества.

Сущность развития систем довузовской подготовки специалистов заключается в определении целевого состояния, исходного состояния и пути движения от исходного к целевому состоянию, которые осуществляются исходя из целей контроля и оценивания, а также на основе типологии систем довузовской подготовки специалистов. Предложенные в диссертации десять типологических оснований являются инструментом сравнительного анализа существенных признаков, связей, функций, отношений и уровней организации исходного и перспективного состояния систем довузовской подготовки специалистов, необходимых для определения стратегии их развития. Причиной, побуждающей к развитию, является противоречие между потребностью обучающихся и членов их семей, преподавателей и администрации учреждений профессионального образования, представителей работодателей и государства в содержательно новой достоверной информации о результатах освоения учебных дисциплин и образовательных программ и невозможностью ее получить из-за применения методик и средств определения уровня подготовки обучающихся и выпускников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 1 Общепрофессиональными компетенциями: - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2 ...

Классификация методов обучения
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и вы ...

Произвольная и непроизвольная память
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru