Семантической анализ понятия «качество» позволил определить его как совокупность характеристик объекта, относящуюся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Следовательно, под «качеством образования» в обобщенном смысле понимается совокупность свойств образования как объекта или продукта, удовлетворяющих определенным потребностям тех субъектов деятельности, которые имеют отношение к образованию. Рассмотрение их взаимодействий с позиций институционального подхода позволило определить систему образования как триаду взаимодействующих представителей укрупненных социальных групп субъектов деятельности «заказчиков, провайдеров и потребителей» – агентов институциональных изменений, находящихся между собой в рамках устойчивых формальных и неформальных социальных отношений, определяющих правила, рамки и структуру деятельности.
Не зависимо от смысловой нагрузки термина «образование», качество образования определяется удовлетворенностью представителей различных социальных групп: обучающихся и членов их семей, государства, работодателей и образовательных учреждений, выступающих в роли заказчиков, провайдеров или потребителей. При этом с позиций рационалистического подхода «образование» может пониматься ими как результат, процесс или образовательная система.
Посредством синтеза дефиниций «качество» и «образование», проведенного путем экстраполяции категориального аппарата в области качества высшего образования, разработанного специалистами Исследовательского центра проблем качества профессионального образования, определяется понятие «качество образования», рассматриваемое с позиций личностно-центрического и системно-центрического подходов в двух проявлениях как качество:
подготовки специалиста – сбалансированное соответствие его индивидуальных образовательных достижений многообразным целям и требованиям личности, работодателей, государства и образовательных учреждений;
институционального образования – сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса и как системы) многообразным целям и требованиям государства, работодателей, образовательных учреждений и личности.
Качество подготовки специалиста является целеобразующим элементом системы образования. Обеспечение качества образования тесным образом связано с созданием механизмов объективной довузовской системы на всех уровнях и ступенях образования.
Терминологический анализ понятия «оценка» показывает значительный смысловой разброс в определениях, относящихся к оценке как к результату и как к процессу, обобщение которых приводит к выводу: оценка производится путем сравнения характеристик оцениваемых образовательных объектов – условий, результатов или процессов с принятыми критериями, образцами или нормами.
Синтез дефиниций «оценка» и «качество образования» позволил определить, что оценка качества образования – определение соответствия характеристик (свойств) образования требованиям субъектов образовательной деятельности: обучающихся и членов их семей, представителей образовательных учреждений, государства и работодателей, выраженное в форме суждения.
Обоснование формулировки «оценка качества образования» сделано с позиций системного анализа посредством исследования концептуальной модели системы довузовской подготовки специалистов (А) которая представляется взаимодействующими субъектами контрольно-оценочной деятельности (Sb) в логике множества субъект-объектных отношений (Ra), представленных в виде правил деятельности, направленной на достижение цели – получение информации о качестве подготовки, в виде многокомпонентного кортежа:
,
где – множество отношений между критериями и показателями качества подготовки, и соответствующих им индикаторам – индивидуальным образовательным достижениям (D), а также используемых для оценочной деятельности средств (T).
Субъекты контрольно-оценочной деятельности выполняют сравнение (оценочные действия) свойств оцениваемых объектов с критериями (C) и показателями (I) их качества, при этом отношения между ними могут быть заданы отображениями и
множества индикаторов на множество критериев и показателей качества подготовки. По сути они представляют собой бинарное отношение в числовом или семантическом выражении, являющееся критерием довузовской подготовки как меры соответствия индикаторов критериям и показателям качества подготовки.
Полезная информация:
Особенности работы учреждений для детей и
подростков
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения. Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопр ...
История детской периодики и критики
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. Первым детским журна ...
Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание направленно на уход ...