Семантической анализ понятия «качество» позволил определить его как совокупность характеристик объекта, относящуюся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Следовательно, под «качеством образования» в обобщенном смысле понимается совокупность свойств образования как объекта или продукта, удовлетворяющих определенным потребностям тех субъектов деятельности, которые имеют отношение к образованию. Рассмотрение их взаимодействий с позиций институционального подхода позволило определить систему образования как триаду взаимодействующих представителей укрупненных социальных групп субъектов деятельности «заказчиков, провайдеров и потребителей» – агентов институциональных изменений, находящихся между собой в рамках устойчивых формальных и неформальных социальных отношений, определяющих правила, рамки и структуру деятельности.
Не зависимо от смысловой нагрузки термина «образование», качество образования определяется удовлетворенностью представителей различных социальных групп: обучающихся и членов их семей, государства, работодателей и образовательных учреждений, выступающих в роли заказчиков, провайдеров или потребителей. При этом с позиций рационалистического подхода «образование» может пониматься ими как результат, процесс или образовательная система.
Посредством синтеза дефиниций «качество» и «образование», проведенного путем экстраполяции категориального аппарата в области качества высшего образования, разработанного специалистами Исследовательского центра проблем качества профессионального образования, определяется понятие «качество образования», рассматриваемое с позиций личностно-центрического и системно-центрического подходов в двух проявлениях как качество:
подготовки специалиста – сбалансированное соответствие его индивидуальных образовательных достижений многообразным целям и требованиям личности, работодателей, государства и образовательных учреждений;
институционального образования – сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса и как системы) многообразным целям и требованиям государства, работодателей, образовательных учреждений и личности.
Качество подготовки специалиста является целеобразующим элементом системы образования. Обеспечение качества образования тесным образом связано с созданием механизмов объективной довузовской системы на всех уровнях и ступенях образования.
Терминологический анализ понятия «оценка» показывает значительный смысловой разброс в определениях, относящихся к оценке как к результату и как к процессу, обобщение которых приводит к выводу: оценка производится путем сравнения характеристик оцениваемых образовательных объектов – условий, результатов или процессов с принятыми критериями, образцами или нормами.
Синтез дефиниций «оценка» и «качество образования» позволил определить, что оценка качества образования – определение соответствия характеристик (свойств) образования требованиям субъектов образовательной деятельности: обучающихся и членов их семей, представителей образовательных учреждений, государства и работодателей, выраженное в форме суждения.
Обоснование формулировки «оценка качества образования» сделано с позиций системного анализа посредством исследования концептуальной модели системы довузовской подготовки специалистов (А) которая представляется взаимодействующими субъектами контрольно-оценочной деятельности (Sb) в логике множества субъект-объектных отношений (Ra), представленных в виде правил деятельности, направленной на достижение цели – получение информации о качестве подготовки, в виде многокомпонентного кортежа:
,
где – множество отношений между критериями и показателями качества подготовки, и соответствующих им индикаторам – индивидуальным образовательным достижениям (D), а также используемых для оценочной деятельности средств (T).
Субъекты контрольно-оценочной деятельности выполняют сравнение (оценочные действия) свойств оцениваемых объектов с критериями (C) и показателями (I) их качества, при этом отношения между ними могут быть заданы отображениями и
множества индикаторов на множество критериев и показателей качества подготовки. По сути они представляют собой бинарное отношение в числовом или семантическом выражении, являющееся критерием довузовской подготовки как меры соответствия индикаторов критериям и показателям качества подготовки.
Полезная информация:
Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении
дополнительного образования
Наше исследование может быть отнесено к категории опытно-экспериментальных, поскольку проверка эффективности педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО осуществлялась в практике муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания дете ...
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...
Программа формирования культуры потребительского поведения
подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ
На основе проведённых исследований в области социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них культуры потребления информации телевизионных СМИ нами была разработана программа исследования на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты. Цель данной программы: создание эффективной сис ...