Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников

Образование и воспитание » Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования » Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников

Страница 1

Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т.д. (И.В. Дубровина).

Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся начальных классов, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины и, как следствие, отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро переживаются детьми. Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями (с семьей), учащимися, характера самооценки и т.д.

На основе работ психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, О.Я. Яшнова) мы выделили трудности, которые напрямую зависят от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе у детей 6—7 лет. Их можно изобразить в схеме:

Докритическая

Критическая

Послекритическая

У первоклассника, рано поступившего в школу

Ребенок очень

удовлетворен

игрой.

Субъективное

стремление к

школе (результат

подготовки)

без объективных

предпосылок.

Ребенок приходит в первый класс без сформированных предпосылок

перехода от игры к

учебной деятельности.

Получая первое замечание, переживая неуспех

в учебной деятельности, тянется к игре.

Ребенок переживает

эмоционально-личностный дискомфорт.

В поведении ребенка: негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей.

Ребенок

вынужден наравне

с учебой

заниматься игрой.

Восстанавливается эмоционально-

личностный ком-

форт, сглаживается

негативная

симптоматика.

Но отставание.

начавшееся в первом

классе, может

накапливаться.

В результате —

общая неуспеваемость.

У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу

Игра отходит на второй план.

Ребенок тянется

к продуктивно-

значимой деятельности.

Возникает желание стать школьником.

Ребенок готов к учебной деятельности

(субъективно и

объективно). Но формально переход к учебе запаздывает.

Негативная симптома-

тика ребенка направлена на родителей.

С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт

ребенка, а негативные симптомы исчезают.

В схеме отражены фазы возникновения и течения кризисов, в зависимости от времени поступления учащегося в школу, а также характеристики перечисленных фаз кризиса.

Как говорилось ранее, первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Требуется длительное время для адаптации.

Адаптация к школе имеет аспекты:

физиологические;

психологические;

В физиологической адаптации выделяются три этапа:

Ориентировочный (2-3 недели): на весь комплекс воздействий в связи с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжениям;

Неустойчивое приспособление(1-2 недели): организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействие окружающей среды. Надо помнить, какую высокую цену платит организм в этот период

Относительно устойчивое приспособление (1-2 недели): Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Но надо иметь в виду, что чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Подготовка мастера производственного обучения к занятиям
Подготовка мастера к занятиям начинается задолго до того, как он получает группу. Для подготовительного периода обучения нужно подготовить альбомы различных видов стежков, швов и некоторых узлов деталей, раздаточный материал для учащихся. Мастера производственного обучения под руководством старшего ...

Тест, как форма контроля знаний
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Правильно составленные тесты обученнос ...

Нормы развития моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. – ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru