Важную роль в процессе формирования коллектива класса оказывает взаимодействие семьи и школы.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.
Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
- повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
-создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
- утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству .
Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
- влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;
- формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
- предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
- координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.
С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности обучающегося.
Полезная информация:
Выборочное обследование
Чтобы обеспечить успех полевых работ, важно представлять себе характер всей совокупности изучаемых объектов. Термин совокупность означает все элементы некоторой группы, например совокупность кокосовых пальм в Западной Африке или автомобилей в Великобритании. Одна из основных трудностей, с которыми ...
Методические рекомендации в организации домашней работы по английскому языку
Проведенные наблюдения за работой учителей в средних общеобразовательных школах показывают, что в организации домашней самостоятельной работы учащихся имеются определенные недостатки, которые влияют на развитие познавательной активности обучаемых с негативной стороны. Ряд недостатков обусловлены пс ...
Сущность и условия оказания педагогической поддержки
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности челов ...