Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников

Образование и воспитание » Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования » Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших школьников

Страница 4

Неуспеваемость, связанная, а неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

Леворукость ребенка в школе является одной из причин неуспеваемости. Левшами являются около 13% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все», правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

К вопросу о классификации трудностей при обучении младших школьников обращались давно. Этим занимались такие психологи, как А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. На основе наблюдений и экспертных оценок, мы выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:

примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин – низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности;

19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха;

около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач – плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления;

примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка;

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы;

12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Можно выделить следующие причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и производительности;

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания;

10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности;

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины – несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности;

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины – низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность;

Ребенок плохо списывает с доски – 8,7% - не научился работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны – низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Характерными особенностями театрализованных игр являются ...

Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...

Сравнительный анализ состояния фонематической системы у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием.
Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий по всем видам исследования фонематической системы у дошкольников (в%) представлена в таблице 9. Успешность выполнения заданий детьми контрольной группы на слуховое внимание – 100%, экспериментальной группы – 89%. Успешность выполнения з ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru