За последние полтора-два десятилетия образовательная система муниципального района существенно усложнилась. Ее характерной чертой сталая многоликость, сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных учебных планов, программ, учебников, технологий образования. Все это, с одной стороны, значительно усложняет управление, с другой – делает его многограннее, заставляет проявлять творческую инициативу, осуществлять поиск собственных путей и средств совершенствования управленческой деятельности.
Как показывает анализ, ведущими целями формирования и развития образовательной среды муниципального уровня являются следующие:
1) создание основы для системных изменений в развитии институционально оформленной системы образования района в контексте общемодернизационных процессов;
2) повышение качества образования через изучение социального заказа на образование со стороны различных заказчиков (родители, учащиеся, работодатели) и через активное участие в делах образовательной сферы общественности;
3) решение актуальных социальных проблем, таких, как наркомания, безнадзорность, правонарушения среди детей и подростков через развитие социального партнерства, координация деятельности различных ведомств и других субъектов муниципальной образовательной сети;
4) формирование образовательных сетей, нацеленных на повышения качества и эффективности общего образования в районе и объединяющих учреждения различных типов и уровней образования, а также другие организации и учреждения.
Управление образованием на муниципальном уровне требует реализации целого ряда функций, среди которых современные исследователи выделяют следующие: информационно-аналитическую; мотивационно-целевую; планово-прогностическую; организационно-исполнительскую; контрольно-диагностическую; регулятивно-коррекционную.
Рассмотрим основные особенности введения и распространения ППП и ПО на муниципальном уровне. Первая из таких особенностей состоит в том, что муниципальный уровень, муниципальная образовательная система стоит ближе других к школе, в которой собственно и осуществляется введение ПО в точном смысле этих слов. На этом уровне чаще всего находится и учредитель общеобразовательных учреждений. Поэтому на данном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения о введении ПО по всей совокупности подведомственных образовательных учреждений, решения о создании межшкольных (муниципальных) сетей для организации ПО и большинство других решений по введению, распространению и функционированию ПО. Таким образом, спектр административных решения, регламентируемых муниципальным управлением образованием, достаточно широк. Это:
– организация сетевого взаимодействия ОУ;
– утверждение модели единого портфолио для всех ОУ территории;
– открытие профильных классов, профильных групп;
– утверждение элективных курсов и программ профильной ориентации, разработанных в ОУ территории (утверждает Экспертный совет МОУО).
Вторая особенность, как показывает практика, состоит в том, что, муниципальный уровень не всегда располагает всей совокупностью ресурсов, объективно необходимых для успешного введения ПО (в частности, финансирование для общеобразовательных учреждений поступает с уровня субъектов Российской Федерации). Привлечение этих ресурсов требует активного взаимодействия с местной администрацией и органами местного самоуправления, а также с органами власти и управления субъекта Федерации, а иногда – и с федеральными структурами.
Третья особенность муниципального уровня состоит в том, что именно здесь создаются сети ПО. В связи с этим введение ПО на муниципальном уровне есть смысл рассматривать как проектирование и формирование муниципальных сетей ПО (см. п. 2.4), а распространение ПО на этом же уровне – как включение в созданные муниципальные сети пока ещё не охваченных ими образовательных учреждений.
Полезная информация:
Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...
Пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, пос ...
Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии
Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий (школьной отметке, экзамену и т.д.), он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорош ...