Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Образование и воспитание » Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста » Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Страница 5

Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной.

В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или плать). Отдельно надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги . По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только детали одежды, головной убор, обувь передают черты сказочности, с которыми дети знакомятся при рассматривании иллюстраций к сказкам.

Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей. Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке. Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь.

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, дошкольники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески использовать знакомые приемы изображения.

Силуэтное вырезание

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Развитие активной самостоятельности учащихся на уроках английского языка в 6 классе
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает важным достоинством - носит индивидуализированный характер. Важным ...

Умственное развитие и воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru