Разработка фрагмента перспективно-тематического плана

Страница 1

Для того, чтобы успешно преподавать предмет, нужно знать его значительно шире и глубже чем предусмотрено программой. Это даст возможность преподавателю свободно оперировать своими знаниями, анализировать, сравнивать, доказывать, убеждать, объяснять учебный материал с различных позиций, находить наиболее эффективные методические приемы его изучения. Поэтому, готовясь к теме, преподаватель должен, прежде всего, глубоко овладеть фактическим материалом, составляющим ее содержание. Организация и содержание этого этапа подготовки во многом зависит от преподавателя, его предварительной подготовки, эрудиции. Опытному преподавателю достаточно просмотреть свои конспекты, записи, накопленный материал, ознакомиться с материалами научно-технический информации и периодической печати. Другой характер носит подготовка молодого начинающего преподавателя. Ему, прежде всего, необходимо внимательно изучить материал темы по учебнику или учебному пособию, рекомендованному для учащихся.

Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана. Основой перспективно-тематического планирования является отражение системы уроков по теме, что позволяет развернуть ее содержание в строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях учащихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующих уроков.

При распределении материала темы на уроки следует руководствоваться следующими правилами:

- новый изучаемый материал каждого урока должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопросов, которые учащиеся необходимо изучить на уровне глубокого усвоения;

- материал урока по содержанию должен иметь относительно законченный характер;

- при распределении материала темы на уроки следует намечать его основную дидактическую цель и учитывать предполагаемую организацию и методику его изучения;

- последовательность расположения учебного материала по урокам должна соответствовать логике предмета, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных задач;

- при определении объема материала, планируемого на урок, необходимо учитывать возможности его изучения, закрепления, углубления в течение отведенного на урок времени.

При планировании системы уроков по теме в зависимости от содержания материала возможно выделение «сдвоенных уроков».

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока. Нумерация уроков позволяет преподавателю лучше ориентироваться в своевременности их проведения и учитывать выполнение программы в часах. Некоторые преподаватели в перспективно-тематических планах указывают сроки (дату) проведения уроков – планируемые и фактические.

Тема урока – это его главная мысль (что должны изучить учащиеся), содержание – основные вопросы, которые выражают сущность учебного материала, планируемого на урок.

Цели уроков при перспективной подготовке к теме намечаются ориентировочно, для определения точного места каждого урока в системе уроков по теме. Конкретная рабочая цель урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственно перед уроком. Определяя цель уроков при перспективно-тематическом планировании, следует исходить как из содержания учебного материала, так и из педагогических задач его изучения.

Очень важно предварительно продумать и наметить самостоятельные работы и упражнения, которые учащиеся будут выполнять на уроках.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметных связи материала темы. Продумывая виды и формы осуществления межпредметных связей, преподаватель должен иметь достоверные и достаточные сведения о том, что и в каком объеме учащиеся изучили на уроках по другим предметам, где и как могут быть использованы эти знания для более глубокого и полного раскрытия сущности изучаемых на данном уроке фактов, явлений, зависимостей, теоретических положений и т.п. В то же время преподавателю необходимо иметь четкое представление, где и каким образом учащиеся могут и должны применять знания, полученные по его предмету, изучая другие дисциплины или в процессе производственного обучения.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, технических средств обучения в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Перспективно-тематический план является, как правило, долговременным документом, рассчитанным на 4-5 лет, т.е. на все время действия учебной документации, на основе которой он составляется. Однако такая стабильность плана не исключает систематическую работу по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации плана преподаватель анализирует, в какой мере решены задачи предыдущих занятий и что надо сделать для лучшей организации последующих, вносит в план дополнения, необходимость в которых возникает по мере проведения уроков, появления и использования передового опыта преподавания предмета, изменения условий учебной работы, состава учащихся или по другим причинам. В связи с этим при оформлении перспективно-тематического плана следует оставлять «чистое поле» для соответствующих записей

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов. Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ...

Общие функции языка в публицистическом стиле
Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистичес ...

Педагогика как боговдохноленное искусство
Религиозно ориентированная педагогическая мысль распадалась на ортодоксально-конфессиональную, с одной стороны, и на неортодок­сально-мистическую, с другой. Церковь — любая — требовала от педа­гогики строгого соответствия своим догматам. Напротив, как правило, откровенно мистические, течения выдвиг ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru