Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Образование и воспитание » Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста » Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе

Страница 6

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты.

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели,Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и традиционные формы изделий с яркими орнаментами.

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.

Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать ножницами в определенном «порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей ...

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Роль оценки в формировании трудовых навыков детей при организации дежурств
По окончании работы дежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы: отношение детей к работе; взаимоотношения с товарищами в процессе труда; отношение к материалам и инструментам; степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса; получе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru