Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 3

В качестве стержневых линий при изучении иностранного языка могут выступать способы речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), русского языка – его структурные единицы (звук, слово словосочетание, предложение простое, предложение сложное, текст), литературы – литературоведческие понятия или проблемные сквозные темы и т.д. Обобщенная дидактическая модель учебного курса позволяет создать целостный образ учебного процесса, на основе осмысления состава каждой стержневой линии и связей между ними.

Цели учебного раздела или темы формулируются исходя из анализа и вычленения ключевых понятий, способов деятельности, законов, фактов, теорий, подлежащих усвоению. Технологическая карта темы поможет определить обобщенные процедуры моделирования учебного занятия: формулировка целей, выбор методов и приемов обучения на занятии, построение их конкретной процедурно-операционной схемы, подготовка дидактических средств, определение рациональной организационной формы обучения для конкретного учебного занятия, разработка проекта отдельного занятия в рамках конкретной организационной формы обучения и пр.

При составлении технологической карты следует иметь в виду, что каждое отдельное занятие является звеном в общей системе занятий: опирается на предыдущие и готовит последующие. В этой связи, образовательные цели темы достижимы только при планировании всей системы занятий.

Логика построения технологической карты может быть следующей:

Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).

Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).

Разбивка содержания общей темы на темы занятий.

Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.

Предварительный отбор методов и средств обучения.

Прогнозирование затруднений.

Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Если на изучение темы отведено большое количество часов (более 10, то лучше тему разбить на блоки. Большие темы затрудняют анализ содержания и проектирование процесса обучения.

Технологическая карта позволяет организовать рефлексивное управление учащегося своей деятельностью. На первом вводном занятии в сотрудничестве с учителем ученики составляют план изучения всей темы, с определением целей и задач, количества часов и содержания каждого занятия, установлением точек промежуточного и итогового контроля и самоконтроля. Таким образом, на первом уроке осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащегося. На последующих занятиях технологическая карта используется для организации самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки результатов учения.

Примерная структура технологической карты:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870-950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитани ...

Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении
Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности, требует прежде всего изменения способов деятельности общения, характера взаимодействия между его субъектами, в процессе которых происходит самоутверждение личности, обретение личностного смысла данной деятельности, возникает ...

Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр
В начало раздела 2.1 Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Мусинская» СОШ Каргатского района Новосибирской области. Исследование проводилось в двух кла ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru