Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 3

В качестве стержневых линий при изучении иностранного языка могут выступать способы речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), русского языка – его структурные единицы (звук, слово словосочетание, предложение простое, предложение сложное, текст), литературы – литературоведческие понятия или проблемные сквозные темы и т.д. Обобщенная дидактическая модель учебного курса позволяет создать целостный образ учебного процесса, на основе осмысления состава каждой стержневой линии и связей между ними.

Цели учебного раздела или темы формулируются исходя из анализа и вычленения ключевых понятий, способов деятельности, законов, фактов, теорий, подлежащих усвоению. Технологическая карта темы поможет определить обобщенные процедуры моделирования учебного занятия: формулировка целей, выбор методов и приемов обучения на занятии, построение их конкретной процедурно-операционной схемы, подготовка дидактических средств, определение рациональной организационной формы обучения для конкретного учебного занятия, разработка проекта отдельного занятия в рамках конкретной организационной формы обучения и пр.

При составлении технологической карты следует иметь в виду, что каждое отдельное занятие является звеном в общей системе занятий: опирается на предыдущие и готовит последующие. В этой связи, образовательные цели темы достижимы только при планировании всей системы занятий.

Логика построения технологической карты может быть следующей:

Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).

Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).

Разбивка содержания общей темы на темы занятий.

Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.

Предварительный отбор методов и средств обучения.

Прогнозирование затруднений.

Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Если на изучение темы отведено большое количество часов (более 10, то лучше тему разбить на блоки. Большие темы затрудняют анализ содержания и проектирование процесса обучения.

Технологическая карта позволяет организовать рефлексивное управление учащегося своей деятельностью. На первом вводном занятии в сотрудничестве с учителем ученики составляют план изучения всей темы, с определением целей и задач, количества часов и содержания каждого занятия, установлением точек промежуточного и итогового контроля и самоконтроля. Таким образом, на первом уроке осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащегося. На последующих занятиях технологическая карта используется для организации самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки результатов учения.

Примерная структура технологической карты:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым - возраст 6-7 лет - является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в ...

Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии
В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и со ...

Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте
В контексте возрастной психологии разрабатываются онтогенетические аспекты изучения рефлексии. Большинство авторов Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают рефлексию новообразованием младшего школьного возраста. Ряд авторов, в том числе Ж. Пиаже, В.С. Мухина, периодизацию онтоге ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru