Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 3

В качестве стержневых линий при изучении иностранного языка могут выступать способы речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), русского языка – его структурные единицы (звук, слово словосочетание, предложение простое, предложение сложное, текст), литературы – литературоведческие понятия или проблемные сквозные темы и т.д. Обобщенная дидактическая модель учебного курса позволяет создать целостный образ учебного процесса, на основе осмысления состава каждой стержневой линии и связей между ними.

Цели учебного раздела или темы формулируются исходя из анализа и вычленения ключевых понятий, способов деятельности, законов, фактов, теорий, подлежащих усвоению. Технологическая карта темы поможет определить обобщенные процедуры моделирования учебного занятия: формулировка целей, выбор методов и приемов обучения на занятии, построение их конкретной процедурно-операционной схемы, подготовка дидактических средств, определение рациональной организационной формы обучения для конкретного учебного занятия, разработка проекта отдельного занятия в рамках конкретной организационной формы обучения и пр.

При составлении технологической карты следует иметь в виду, что каждое отдельное занятие является звеном в общей системе занятий: опирается на предыдущие и готовит последующие. В этой связи, образовательные цели темы достижимы только при планировании всей системы занятий.

Логика построения технологической карты может быть следующей:

Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).

Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).

Разбивка содержания общей темы на темы занятий.

Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.

Предварительный отбор методов и средств обучения.

Прогнозирование затруднений.

Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Если на изучение темы отведено большое количество часов (более 10, то лучше тему разбить на блоки. Большие темы затрудняют анализ содержания и проектирование процесса обучения.

Технологическая карта позволяет организовать рефлексивное управление учащегося своей деятельностью. На первом вводном занятии в сотрудничестве с учителем ученики составляют план изучения всей темы, с определением целей и задач, количества часов и содержания каждого занятия, установлением точек промежуточного и итогового контроля и самоконтроля. Таким образом, на первом уроке осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащегося. На последующих занятиях технологическая карта используется для организации самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки результатов учения.

Примерная структура технологической карты:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Пути и средства повышения уровня воспитания личности в образовательном процессе по предмету "Технология"
Технология – предмет многогранный. И в отличие от других учебных предметов, за последние несколько лет претерпела много изменений. В привычное содержание образования по трудовому обучению, помимо прочих изменений, включены новые разделы или; как называют их технологи, новые модели. Одним из них явл ...

Нормы развития моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. – ...

Принципы учебной деятельности
Учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами. Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скат ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru