Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 2

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.

Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:

 моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;

 моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;

 моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).

Многоуровневая модель образовательного процесса позволяет учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью получения проектируемого результата.

Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов, личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход наполнит знание личностным смыслом.

Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.

Схема 2

На схеме 2 представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.

В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.

Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры (Таблица 1). В качестве стержневых линий выделены системообразующие понятия.

Таблица 1

Классы

Линия уравнений

Линия неравенств

Вычислительная линия

Формально-оперативная линия

Функциональная линия

5-ый

Решение уравнений на основе зависимости между компонентами.

Понятие неравенств. Двойное неравенство.

Натуральные числа. Десятичные дроби.

Распределительный закон умножения.

Числовой луч.

6-ой

Свойства уравнений.

Строгие и нестрогие неравенства.

Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа

 

Числовая прямая. Координатная плоскость.

7-ой

Линейные уравнения. Системы уравнений.

 

Степень с натуральным показателем.

Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного уравнения.

Понятие функции. Линейная функция. Y=x2 Y=x3

8-ой

Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения.

Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств.

Иррациональные числа. Степень с целым показателем.

Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени.

Обратная пропорциональность.

9-ый

 

Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов

Корень n-ой степени

Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени.

Квадратичная функция.

10-ый

Тригонометрические уравнения

Простейшие тригонометрические неравенства

 

Вычисление производных.

Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков.

11-ый

Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения

Показательные и логарифмические неравенства

Логарифм числа

Вычисление интегралов. Обобщение понятия степени.

Первобразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемость, обученность и познавательный интерес к географии), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое ...

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понят ...

Технические средства обучения
Технические средства обучения - это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: 1) информационные и 2) контролирующие. Информационные служат для введения учебной информа­ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru