Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры

Образование и воспитание » Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре » Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры

Страница 1

Для изучения познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР средствами игры было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента проводилось диагностическое обследование в виде игры, направленное на выявление познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР. Для формирования познавательной деятельности у детей средствами игры был подобран специальный комплекс развивающих игр.

Цель экспериментального исследования: изучение уровня развития познавательной деятельности у группы детей дошкольного возраста с ЗПР; составление комплекса игр, направленных на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи экспериментального исследования:

Определение методики исследования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Проведение экспериментального исследования познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР в игровой форме с помощью тестовых методик.

Проведение количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.

В процессе изучения специальной литературы я пришла к выводу, что познавательная деятельность детей с ЗПР в игре, рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой познавательной деятельности детей с ЗПР является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов). Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие познания в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому были подобраны тестовые методики, направленные на изучение воображения и уровня развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и проведены в игровой форме.

Методики исследования

Характеристика испытуемых

В экспериментальном исследовании приняли участие пять детей, воспитанников ОДДИ для УОД: Иванов Петя, Курилова Люба, Шайфлер Дима, Слепынин Антон, Максуль Олеся.

Иванов Петя добрый, неконфликтный мальчик. Петя сразу обратил на себя внимание, т.к. он вел себя активно: играл с другими ребятами, предлагал играть с ним.

Курилова Люба очень общительная, добрая, отзывчивая девочка.

Шайфлер Дима тревожный, нервный мальчик, неуверен в себе. Играет отдельно от других детей.

Слепынин Антон пользуется авторитетом среди детей, сам затевает игру, выступая лидером.

Максуль Олеся очень спокойный, добрый ребенок. Играет тихо. По результатам наблюдения за Олесей можно сказать, что она хорошо ладит с другими детьми. Проявляет себя в игре.

Для проведения экспериментального исследования был подобран комплекс методик, позволяющий исследовать интересующую нас проблему с разных сторон.

Результаты исследования

Методика № 1 «Работа с матрёшками»

Курилова Люба показала результат – 4 балла, правильно и самостоятельно собрала матрешку.

Шайфлер Дима показал результат – 2 балла, сначала не понимал последовательность складывания матрёшек. Позднее, методом проб, понял свою ошибку и правильно собрал матрешку.

Иванов Петя – 4 балла. Понял цель задания, действовал уверенно и адекватно.

Слепынин Антон показал результат – 3 балла. Антон понял задание но из-за желания побыстрее выполнить задание, торопился, и брал матрешки неправильной величины, из-за чего злился.

Максуль Олеся показала результат – 1 балл. Олеся не понимает цели задания. Складывает матрешку не правильно.

Уровень развития познавательной деятельности у Иванова Пети высокий. Куриловой Любы – высокий. У Шайфлера Димы уровень ниже среднего. У Слепынина Антона уровень развития познавательной деятельности – средний. У Максуль Олеси – низкий.

Методика № 2 «Конструирование»

Курилова Люба показала результат – 3 балла, сначала не поняла задание, но после показа постепенно перешла на самостоятельное выполнение задачи.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Реализация принципа доступности
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил д ...

Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку
Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чем-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящей/ надо быть убежденным в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, фор­мой которого ...

Закрепление и углубление материала на второй закон Ньютона
Для закрепления и углубления материала на второй закон Ньютона рассматривают главным образом тренировочные задачи, позволяющие усвоить формулу и единицы измерения входящих в нее величин. При решении задач нужно научить учащихся определять направление векторных величин, особенно ускорения. В соответ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru