Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры

Образование и воспитание » Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре » Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с зпр средствами игры

Страница 1

Для изучения познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР средствами игры было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента проводилось диагностическое обследование в виде игры, направленное на выявление познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР. Для формирования познавательной деятельности у детей средствами игры был подобран специальный комплекс развивающих игр.

Цель экспериментального исследования: изучение уровня развития познавательной деятельности у группы детей дошкольного возраста с ЗПР; составление комплекса игр, направленных на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи экспериментального исследования:

Определение методики исследования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Проведение экспериментального исследования познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР в игровой форме с помощью тестовых методик.

Проведение количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.

В процессе изучения специальной литературы я пришла к выводу, что познавательная деятельность детей с ЗПР в игре, рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой познавательной деятельности детей с ЗПР является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов). Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие познания в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому были подобраны тестовые методики, направленные на изучение воображения и уровня развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и проведены в игровой форме.

Методики исследования

Характеристика испытуемых

В экспериментальном исследовании приняли участие пять детей, воспитанников ОДДИ для УОД: Иванов Петя, Курилова Люба, Шайфлер Дима, Слепынин Антон, Максуль Олеся.

Иванов Петя добрый, неконфликтный мальчик. Петя сразу обратил на себя внимание, т.к. он вел себя активно: играл с другими ребятами, предлагал играть с ним.

Курилова Люба очень общительная, добрая, отзывчивая девочка.

Шайфлер Дима тревожный, нервный мальчик, неуверен в себе. Играет отдельно от других детей.

Слепынин Антон пользуется авторитетом среди детей, сам затевает игру, выступая лидером.

Максуль Олеся очень спокойный, добрый ребенок. Играет тихо. По результатам наблюдения за Олесей можно сказать, что она хорошо ладит с другими детьми. Проявляет себя в игре.

Для проведения экспериментального исследования был подобран комплекс методик, позволяющий исследовать интересующую нас проблему с разных сторон.

Результаты исследования

Методика № 1 «Работа с матрёшками»

Курилова Люба показала результат – 4 балла, правильно и самостоятельно собрала матрешку.

Шайфлер Дима показал результат – 2 балла, сначала не понимал последовательность складывания матрёшек. Позднее, методом проб, понял свою ошибку и правильно собрал матрешку.

Иванов Петя – 4 балла. Понял цель задания, действовал уверенно и адекватно.

Слепынин Антон показал результат – 3 балла. Антон понял задание но из-за желания побыстрее выполнить задание, торопился, и брал матрешки неправильной величины, из-за чего злился.

Максуль Олеся показала результат – 1 балл. Олеся не понимает цели задания. Складывает матрешку не правильно.

Уровень развития познавательной деятельности у Иванова Пети высокий. Куриловой Любы – высокий. У Шайфлера Димы уровень ниже среднего. У Слепынина Антона уровень развития познавательной деятельности – средний. У Максуль Олеси – низкий.

Методика № 2 «Конструирование»

Курилова Люба показала результат – 3 балла, сначала не поняла задание, но после показа постепенно перешла на самостоятельное выполнение задачи.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...

Особенности ведения документации педагога-психолога
Документация педагога-психолога должна: — основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нужда ...

Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подгото ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru