Обогащение словаря младших школьников

Страница 2

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

— - А разве мажет быть ничья бабушка?

(По В.А. Сухомлинскому.)

Что можно сказать о девочках?

Запись в словарики.

Равнодушный — безразличный, безуча­стный к людям, окружающему.

2. Прочитайте. На какие вопросы отве­чают слова в каждом столбике?

Что они обозначают?

д . брота об. зательный

бл . годарность вр . ждебный

с . весть н .смешливый и . з. ботился выем . ять оск. роить

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Послушайте рассказ.

Что такое совесть?

В школьном коридоре во время перемены ссо­рились осе девочки. И одна другой 'запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»

Безрадостный - значит, нет радости, без­надежный - нет надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?

Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что-то неблаговидное, то со­весть сурово и беспощадно наказывает его: чело­век. вдруг понимает, что поступил нехорошо, жа­леет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не может, и мучается от этого

Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете че­ловека без совести?

3. Определите, какой частью речи явля­ется каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим­ный, доброжелательный, насмехаться, оби­деть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные. глаголы. Назовите положительные качества человека.

4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

. Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета все­гда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а ко­го — скупым? Как люди оценивают щед­рость, а как — скупость?

5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи.

Не помнит зла (кто?) . . Худо тому месту, где нет (кого?) . . Поклонись в пояс (кому?) . . Поминай добром (ко­го?) . . Хорошо иметь дело (с кем?) . . Вспоминай чаще (о ком?)

6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный — . , внимательная — доб­рая — жестокое — равнодушный — ., гостеприимная — заботливое — нежная — ласковое —

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существи­тельными.

(Дружеский, дружный) класс; (жесто­кий, жёсткий) человек; (скрытный, скры­тый) характер; (обидчивая, обидная) жен­щина; (радушное, равнодушное) угощение;

(гуманная, гуманитарная) помощь.

8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении исполь­зуйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. От­нестись с доверием. Насмехаться над чело­веком. Жестокий поступок.

9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

… очень тяжело было на сердце, ко­торое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл ад ко в.) 3. Терентьев был груб в об­ращении, недоброжелателен. (И.Гонча­ров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.

6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.)

Что общего между данными прилагатель­ными? Чем они различаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердеч­ный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

10. Образуйте пары слов с противопо­ложным значением, добавляя к словам от­рицание не (пишется слитно).

Сердечный — не . .

Добрый — не . .

Чуткий — не . .

Отзывчивый— . .

Составьте предложения со словами пер­вого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

11. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряже­ния в один столбик, глаголы 2-го спряже­ния — во второй.

. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский чело­век добро помнит. 5. Не одежда красит че­ловека, а добрые дела. Друга узнаешь в опас­ности. 6. После драки кулаками не машут.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Классификации педагогических технологий
Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного. Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольно ...

Методики работы классного руководителя
Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя требует научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению. Деятельность по изучению учащихся. Изучение учащихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции. Пров ...

Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения
Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педаго ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru