Обогащение словаря младших школьников

Страница 2

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

— - А разве мажет быть ничья бабушка?

(По В.А. Сухомлинскому.)

Что можно сказать о девочках?

Запись в словарики.

Равнодушный — безразличный, безуча­стный к людям, окружающему.

2. Прочитайте. На какие вопросы отве­чают слова в каждом столбике?

Что они обозначают?

д . брота об. зательный

бл . годарность вр . ждебный

с . весть н .смешливый и . з. ботился выем . ять оск. роить

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Послушайте рассказ.

Что такое совесть?

В школьном коридоре во время перемены ссо­рились осе девочки. И одна другой 'запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»

Безрадостный - значит, нет радости, без­надежный - нет надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?

Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что-то неблаговидное, то со­весть сурово и беспощадно наказывает его: чело­век. вдруг понимает, что поступил нехорошо, жа­леет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не может, и мучается от этого

Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете че­ловека без совести?

3. Определите, какой частью речи явля­ется каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим­ный, доброжелательный, насмехаться, оби­деть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные. глаголы. Назовите положительные качества человека.

4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

. Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета все­гда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а ко­го — скупым? Как люди оценивают щед­рость, а как — скупость?

5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи.

Не помнит зла (кто?) . . Худо тому месту, где нет (кого?) . . Поклонись в пояс (кому?) . . Поминай добром (ко­го?) . . Хорошо иметь дело (с кем?) . . Вспоминай чаще (о ком?)

6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный — . , внимательная — доб­рая — жестокое — равнодушный — ., гостеприимная — заботливое — нежная — ласковое —

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существи­тельными.

(Дружеский, дружный) класс; (жесто­кий, жёсткий) человек; (скрытный, скры­тый) характер; (обидчивая, обидная) жен­щина; (радушное, равнодушное) угощение;

(гуманная, гуманитарная) помощь.

8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении исполь­зуйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. От­нестись с доверием. Насмехаться над чело­веком. Жестокий поступок.

9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

… очень тяжело было на сердце, ко­торое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл ад ко в.) 3. Терентьев был груб в об­ращении, недоброжелателен. (И.Гонча­ров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.

6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.)

Что общего между данными прилагатель­ными? Чем они различаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердеч­ный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

10. Образуйте пары слов с противопо­ложным значением, добавляя к словам от­рицание не (пишется слитно).

Сердечный — не . .

Добрый — не . .

Чуткий — не . .

Отзывчивый— . .

Составьте предложения со словами пер­вого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

11. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряже­ния в один столбик, глаголы 2-го спряже­ния — во второй.

. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский чело­век добро помнит. 5. Не одежда красит че­ловека, а добрые дела. Друга узнаешь в опас­ности. 6. После драки кулаками не машут.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сущность дидактической игры как средства обучения, её функции
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удово ...

Преимущества использования мультимедийных средств обучения на уроках математики
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, а воздействие на неё в обучении очень важно. Инфо ...

Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика
Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru