Обогащение словаря младших школьников

Страница 1

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отно­шений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значение в воспитании пра­вильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных пред­ставлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом при­чин лингвистического, методического, дидак­тического и психологического характера. Изу­чение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование на­выков правописания, повысит интерес к заня­тиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать зада­ния следующего характера:

1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;

2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходст­ва и различия в значении;

3) подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;

4) работа над прямым и переносным значением слов:

5) употребление речевых оборотов;

6) работа с пословицами и поговорками;

7) работа со словарями;

8) выполнение различных видов творче­ских работ.

Указанные задания должны быть ком­плексными, чтобы заставить ребенка одно­временно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Необходимо вводить лексику таким об­разом. чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учеб­ника. С этой целью можно предложить уча­щимся дополнительные задания к упражне­ниям или в течение 8-10 мин проводить ми­нутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

Прежде чем предложить материал для рабо­ты, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отбо­ре лексического материала учитывалась сте­пень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружа­ющих. в печатных источниках (в учебниках, ху­дожественной литературе, газетах и журналах). в радио- и телепередачах: верность, верный, ве­рить. внимание, внимательный, гостеприим­ство, гостеприимным, гуманность, гуманный: доброта, добрый, доброжелательность, доб­рожелательный: доверие, доверчивый. дове­рять: дружба, дружный. дружить; жесто­кость, жестокий, (ожесточиться: - забота, за­ботливый, заботиться: ласка, ласковый, лас­кать: .милосердие, милосердный: ненависть. ненавистный ненавидеть, нежность, неж­ный, нежить; наивность, наивный; насмешка. насмешливый насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, пре­данный: простота, простой; равняйте, рав­нодушный: тактичность, тактичный: со­весть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный: чуткость, чуткий: человеч­ность, человечный: честь, честный: правда, правдивый: ложь, лживый. лгать.

Приведем упражнения, в которых ис­пользовались слова данной тематической группы.

1. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, ува­жительный, иней, заботится, комбайн, ко­рабль, честный, инженер, равнодушие, уха­живать. внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз, .,

Профессии: агроном, .,

Машины: комбайн ,

Человеческие отношения: доброта .

К слову доброта подберите однокорен­ные слова. Кого называют равнодушным

человеком? Послушайте рассказ.

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая. что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба трактористы. У одного дочь Галя. семиклассница, а у другого — дочь Нина. третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

— Бабушка, когда Ваш день рождения?

Завтра, детка. - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и не­сет бабушке. А Галя спрашивает:

— Куда ты несешь цветы?

— Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

А разве она твоя бабушка? Почему ты чу­жую бабушку поздравляешь с днем рождения)

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...

Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно ...

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru