Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика

Образование и воспитание » Эстетическое воспитание подростков на занятиях по художественному текстилю » Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика

Страница 1

Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, Суракарта и Пекалонган.

Существует четкое разделение орнаментов: геометрические элементы и не геометрические.

К геометрическим орнаментам относятся все традиционные геометрические рисунки:

– ромбы (мотив «Kawung Prabu» – звездный узор),

– треугольники («Parang Tumpal»);

– полоски, окружности, диагонали (мотив «Parang» – это сочетание диагоналей и небольших штрихов),

– различные четырехугольники (мотив «Ceplok» – рисунок из квадратов и линий),

– кресты и более сложные геометрические фигуры (мотивы «Limar» и «Nitik» – сложный рисунок из геометрических фигур). Второй вид орнаментов, не являющийся геометрическим, тоже разделяется на подвиды:

– различные цветочные узоры – это мотивы «Buketan», «Lunglungan» и «Semen».

– Можно выделить наиболее популярный элемент «Kawung» – это рисунок из параллельных прямых с эллипсами, внутри которых могут быть кресты, точки или линии.

Также из существующих орнаментов можно выделить:

Купон – расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна.

Огурцы – мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь больше индивидуального творчества.

В этом виде росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.

Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают невообразимое количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.

Существует несколько способов свободной росписи ткани.

Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками живопись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Лессировка.

Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится он на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Роспись ткани аэрографом.

Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы – распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива.

Способ скрытого резерва.

Эффект «скрытого резерва» (многослойная роспись). Не всегда хочется, чтобы работа выглядела как витраж. Иногда светлые контурные (резервные) линии разбивают целостность восприятия.

Тогда уместно использовать так называемый «скрытый резерв». Вначале расписываются светлые по тону участки плоскости, затем по ним проводится резерв, и расписываются плоскости более насыщенного цветового фона и т.д. Этот прием часто используется при росписи станковых панно.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформир ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...

Научно обоснованная методика физического воспитания оздоровительной направленности школьниц 10-11 классов
В результате педагогического эксперимента определилась четкая концепция применения физических упражнений оздоровительной направленности, являющаяся основой улучшения здоровья и удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании девушек 10-11 классов. Учитывались анатомо-физиологические особ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru