Обогащение словаря младших школьников

Страница 3

Что вы знаете о настоящей дружбе? Со­ставьте рассказ на тему «О моем друге (подруге).

12. Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер);

мягкий хлеб (это какой?) свежий;

мягкий характер (это какой?) поклади­стый. уступчивый, сговорчивый.

Твёрдый (камень, характер).

Тёплые (вечера, отношения).

Чёрствый (батон, человек).

Сухой (ветер, взгляд).

13. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.

14. Перечислите качества людей, о кото­рых рассказывают пословицы.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

2. В чужой лодке всегда больше дырки

3. Как собака на сене: сама не ест и дру­гим не даёт.

(Равнодушие, зависть, жадность). Отбирая содержание для творческих ра­бот, необходимо активизировать формиро­вание у младших школьников положитель­ного отношения к товарищам, членам се­мьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отно­шений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.

1. Сочинения на темы: «Моя любимая ма­мочка», «Мой самый любимый человек». «О моём друге», «Какие люди мне нравят­ся», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.

2. Прочитайте. Чем похожи эти произве­дения?

Вежливый человек

На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. По­дошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.

Внимательный человек

Девочка пришла домой из школы. Она пере­оделась, вымыла. руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку. дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.

Объясните значение слов вежливый и внимательный.

Нарядная оживленная женщина в сопро­вождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её. поднимается девочка:

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты .спасибо .не надо . .

— Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю'.

Оживление на лице женщины гаснет. Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?

Напишите сочинение «Тактичный че­ловек».

3. Творческий диктант.

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей ма­ленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дома старший брат Мити. Се­рёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец си­дел у окна и всё видел.

Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)

Продолжите рассказ.

4. Творческий диктант.

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо ви­дела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он пока­тился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Ни­кто из них не догадался подойти к бабушке, по­просить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)

Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.

Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отноше­ний имеет большое значение для формиро­вания навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной ре­чи детей, потому что она развивает у школь­ников разностороннее внимание к слову, от­ветственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и за­ботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Список литературы по ознакомлению детей с цифрами
1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. В учебно-методическом пособии представлена оригинальная методика экономического воспитания старших дошкольников, реализуемая через обогащение привычных видов детской деятельности экономическим содержанием. Приводятся конспек ...

Детский сад Японии
Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери ( вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спа ...

Место видеофильмов в процессе технологизации образования
Технологизация процесса обучения в контексте смены образовательной парадигмы. Глубокие структурно-содержательные преобразования, происходящие как в отечественной, так и в зарубежных системах образования, тесно связаны со сменой общенаучной парадигмы, имеющей место в современном мире. Понятие паради ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru