Активизация словаря младшего школьника

Страница 2

В школе, как правило, педагог не исполь­зует возможности урока в нравственном про­свещении учащихся, да и материал учебников построен таким образом, что решает в основ­ном познавательные задачи.

С целью активизации словаря работу мож­но представить в виде следующих основных этапов.

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже из­вестное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над ор­фоэпией и орфографией).;

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предло­жениями).

Учитель знакомит детей с готовыми сло­восочетаниями и предложениями, включаю­щими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

4. Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл выска­зывания. понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно сущест­вующих в лексике связей между словами.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обо­гащению словаря младших школьников необ­ходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тема­тической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведем примеры некоторых заданий.

1. В каждой строчке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный:

равнодушие, равнодушный, безразличный.

Выпиши однокоренные слова, выдели ко­рень. С любым из этих слов устно составь предложение.

2. Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера. отзывчивый.

В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.

1) За что можно уважать человека?

2) Каждый ли человек достоин уважения?

3. Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим­ный, доброжелательный, насмехаться, оби­деть, добродушный, бессердечность, ненави­деть. любить, дружить, равнодушный, ува­жение, тревожиться, добрый, честный. правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напиши слова в три столбика: имена су­ществительные. имена прилагательные, гла­голы. Назови положительные качества чело­века. Как понимать значение слов равнодуш­ный и добродушный.

4. К слову добро подбери антоним. Назови и выпиши слева — добро, справа — зло.

5. Подбери прилагательные, противопо­ложные по смыслу. Напиши. Подчеркни ор­фограммы.

Добрый человек — злой: честный посту­пок — .: гуманное отношение — .: так­тичный ученик — . .свирепый взгляд —

Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

Что общего между данными прилагатель­ными? Чем они различаются по смыслу?

Вежливый, благовоспитанный, деликат­ный, корректный, общительный, обязатель­ный, тактичный.

6. Словарный диктант.

Запиши в первый столбик слова, указыва­ющие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова — какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливы­ми, честными, прилежными, учтивыми, со­страдательными, мстительными, терпели­выми, правдивыми, милосердными, гуманны­ми, чуткими, равнодушными, жестокими.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика климатических условий юга Кыргызской Республики
Показатели жизнедеятельности организма подвержены влиянию географических факторов и в особенности регионов среднегорья с высокой внешней температурой окружающей среды. Климато – географические особенности региона при построении физического воспитания являются предметом специального изучения где исс ...

Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...

Младший школьный возраст
С поступлением в школу происходит изменение социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей («ребенок» - «взросл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru