Активизация словаря младшего школьника

Страница 1

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для форми­рования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоя­щего значения и не получило навыка распоря­жаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостат­ка при изучении другого предмета».

Развивать речь детей — значит системати­чески работать над ее содержанием, последо­вательно учить детей построению предложе­ний, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамот­ным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словар­ного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литератур­ного чтения, поскольку, по данным М.Р. Льво­ва, до IV класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообраз­но построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Этапы словарной работы можно предста­вить так: 1) семантизаиия слова; 2) актуализа­ция слова: 3) использование слова в речи.

Активизация словаря — одно из важней­ших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в актив­ный словарный запас учащегося. Слово счита­ется активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, расска­зах. диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Вла­дение словом подразумевает знание его семан­тики, сочетаемости и сферы употребления.

В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, кон­текстуальный способ подстановки синони­мов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфоло­гической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащих­ся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нуж­на большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последователь­ная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запо­минается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное уча­стие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в част­ности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании пра­вильных норм поведения. Эта тема не случай­но выбрана нами как образец работы по обо­гащению речи младших школьников. Извест­но, что для учащихся начальной школы ха­рактерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас пре­пятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость. преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лек­сика в них разнообразна по тематике: в кни­гах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприим­ство. верность, милосердие, тактичный и т.д. А ведь работа с данной лексикой необхо­дима и возможна практически на любом уро­ке грамматики и правописания, и учебник от­крывает для этого большие возможности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Содержание разделов дисциплины «Биофизика»
Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий № Раздел дисциплины Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа студента Раздел 1 Основы общей биофизики 2 4 6 Раздел 2 Молекулярная биофизика. 4 6 10 Раздел 3 Биофизика клетки 10 14 22 Раздел 4 Биофизика сложных систем организма 10 14 22 Раздел ...

Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы
Для выявления уровня сформированности у детей диалогической речи, необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень сформированности диалогической речи у детей. База эксперимента – МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней г ...

Развитие моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи коррекционных занятий: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Учит ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru