Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению

Прежде чем приступать к серии занятий, посвященных изучению древней Москвы по картинам А.Васнецова, и формированию на данных занятиях исследовательских умений у учеников 3 класса мы предложили детям заполнить опросники.

На данном этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня знаний об истории Москвы, ее достопримечательностях, архитектуре.

Работа проводилась в СОШ №1241 в 3 «Б» классе. В классе 25 учеников – 12 мальчиков, 13 девочек. Из них заполнило анкеты 23 ученика. Анкета состояла из 12 вопросов.

Самыми сложными вопросами для учеников данного класса были следующие вопросы (см. диаграмму 1):

- год основания Москвы;

- из какого материала были построены стены Кремля при Иване III;

- какие соборы находятся на Соборной площади;

- что изображено на гербе Москвы.

На 9-ый вопрос о том, какие музеи Москвы ребята посетили, дали ответ все учащиеся. Проанализировав 9-ый вопрос, можно совершенно точно сказать, что все учащиеся данного класса посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный музей Л.Н.Толстого, объясняется это тем, что учащиеся класса ездили на экскурсии в данные музеи. Некоторые ученики посетили музей занимательных наук «Экспериментаниум», Оружейную палату.

На 10-ый вопрос ребята должны были ответить - есть ли у них любимое место в Москве и назвать его. Дали ответ все учащиеся. Данные ответы можно разделить на несколько групп:

- театры и музеи

- известные места (парки, прогулочные зоны отдыха)

- развлекательные места (кафе, зоопарк, цирк, развлекательные центры)

В 11-ом вопросе спрашивалось в каких Московских театрах бывали ребята. На него дали ответ 13 учеников. Из них 5 посетили Большой театр, 5 – Кукольный театр. В ответах учеников были упоминания о театре Дурова, театре «Волшебная лампа», театре «А-Я», театре им.Б.Щукина.

В 12-ом вопросе требовалось выбрать вариант ответа о том, как часто/редко/никогда ребята гуляют по Москве. Ответ дали 23 ученика. Из них 10 выбрали ответ «часто», 12 – «редко», 1 ученик выбрал ответ «никогда».

По ответам на вопросы анкеты можно сделать вывод, что нужно восполнить знания учащихся об истории Москвы, ее достопримечательностях (особенно в части архитектуры).

Диаграмма 1. Количество правильных ответов на 8 вопросов знаниевой составляющей

Диаграмма 2. Рейтинг учеников по количеству правильных ответов на 11 вопросов анкеты

Анализируя диаграмму №2, можно сделать вывод, что большинство учеников отвечало правильно на 4-6 вопросов из 11, что является средним показателем.

Исходя из ответов учащихся на вопросы, можно разделить класс по следующим уровням знаний истории и достопримечательностей Москвы и мотивации к их изучению (см. диаграмму №3):

Низкий уровень. Ученик ответил правильно на 1 – 5 вопросов. Учеников с таким уровнем знаний в классе – 14 (61%).

Средний уровень. Ученик ответил правильно на 6 – 8 вопросов. Учеников с таким уровнем знаний в классе – 8 (35%).

Высокий уровень. Ученик ответил правильно на 9 – 11 вопросов. Учеников с таким уровнем знаний – 1 (4%).

Диаграмма 3. Соотношение уровней знаний учеников 3 «Б» класса по москвоведению

На констатирующем этапе обследования учеников мы проверяли знаниевую составляющую по москвоведению, но косвенным образом знание истории и культуры столицы учениками может говорить об уровне сформированности у них исследовательских умений. В работе с предложенной анкетой ученики могли использовать различные способы поиска информации (в учебнике, в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). Для ответа на вопросы требовалось обработать и проанализировать полученную информацию.

Полезная информация:

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Индивидуальный учебный план
Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование ...

Духовность как основа личности
До недавнего времени вера и знание, на­ука и религия воспринимались в нашем обществе как антагонистические по своей сути феномены. Однако "законы марксист­ско-ленинской логики" уходят в прошлое, уступая место вдумчивому философско-педагогическому анализу проблематики, за­трагивающей корен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru