Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг

Страница 1

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений.

Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей; впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т. ч. и оптимальных, условиях обучения; раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия).

Павел Петрович Блонский (1884-1941) во главу угла всей воспитательной системы поставил задачу формирования всесторонне развитой личности, основанного на ее всестороннем изучении. «Именно личность ребенка, - писал он, - во всем ее своеобразии - основа правильного воспитания». Рассматривая задачу формирования всесторонне развитой личности как основную цель всей организации воспитания, П.П. Блонский при ее реализации последовательно проводил два основных принципа: принцип гуманизма и принцип развития. Он решительно выступил против воспитания, основанного на насилии, подавлении ребенка, на наказаниях. Только знание особенностей личности ребенка - основа правильного воспитания.

Яркое воплощение в творчестве П.П. Блонского нашел принцип развития, составляющий одно из ведущих положений современной психологической науки. «Большая ошибка, - писал П.П. Блонский, - описывать личность, как нечто неподвижное и сразу данное. Личность есть динамическое понятие». Процесс формирования личности, как и вообще весь процесс воспитания, П.П. Блонский трактовал как непрерывно продолжающийся активный процесс, в котором активны обе стороны - и воспитатель, и воспитуемый.

В подходе к исследованию закономерностей детского развития П.П. Блонский продолжал традицию К.Д. Ушинского, понимавшего ребенка как единое психобиологическое существо, изучая которое необходимо рассматривать в единстве его духовную и физическую сторону, учитывать взаимовлияние психического и физического развития. Только всестороннее знание ребенка, считал П.П. Блонский, основанное на комплексном изучении различных сторон и уровней психической и физической деятельности человеческого организма, может дать воспитателю возможность организовать жизнь воспитанника, обеспечивающую его всестороннее развитие.

Идея целостного подхода к человеку как единому психобиологическому существу нашла воплощение в концепции П.П. Блонского о сущности и происхождении психической жизни, в основу которой он положил три главные идеи: развития; потребностей и интересов как двигателей развития психической жизни; зависимости реакции субъекта на внешние воздействия от силы или слабости природной нервно-психической организации.

Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Он явился пионером советской науки в этом вопросе и сформулировал в этой области основополагающие принципы.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) рассматривала не только общие проблемы этой области педагогики, но и проблемы частных методик, образовательное и воспитательное значение каждого учебного предмета. Много внимания она уделила преподаванию естествознания, справедливо полагая, что естественнонаучным дисциплинам принадлежит важная роль в формировании у учащихся научного материалистического мировоззрения.

Касаясь проблемы методов обучения, Крупская требовала, чтобы частные методики обеспечивали активность и самостоятельность школьников на уроках, учили их действовать коллективно и организованно, формировали исследовательский подход к фактам и явлениям. Крупская указывала, что задача учителя состоит не только в том, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и в том, чтобы развивать их наблюдательность, познавательные способности и инициативу, прививать навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. По ее мнению, важнейшая задача школы - воспитать сознательных строителей социализма, что нужно использовать все достижения науки для того, « . чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности».

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Описание хода игры
Из состава академической группы формируются команды по 4 – 5 человек. Выдается задание на игровую деятельность и ставится конечная цель. Участников игровой деятельности знакомят с правилами ее проведения. Излагаются требования к проведению игровой деятельности. Игровая деятельность делится на этапы ...

Изготовление модели космического летательного аппарата типа шатал
Космический шатл не оснащается двигателями. Модель легка и представляет собой декоративную копию настоящего объекта. Модель можно установить на подставку, либо нитью закрепить и подвесить в помещении. Для постройки модели шатала, необходима плотная бумага (3 листа формата А3), нитки и клей (Глобус) ...

Цели, принципы и условия эффективности дидактической игры
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие: -интеллектуальное развитие младших школьников; -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru