Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг

Страница 2

Н.К. Крупская считала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Она пропагандировала идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей.

Основные труды: «Женщина-работница» (1899), «К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), «Дорога таланту» (1916), «Народное образование и демократия» (1917), «Задачи школы I ступени» (1922), Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Школа и пионердвижение» (1924).

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - педагог-новатор, обогативший педагогику 20-30-х гг. ХХ века новыми идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, воспитание в семье и коллективе).

Макаренко считал, что в обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т.п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость . »

В школах колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского не применялась комплексная система расположения программного материала. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резко отрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения - к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т.п.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Основные труды: 1933-1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 - «Книга для родителей», в 1938 - «Флаги на башнях».

Пистрак Моисей Михайлович (1888-1937) внёс большой вклад в разработку концепции содержания общего среднего образования. Участвовал в составлении программ ГУСа для школ II ступени (1925 - 1927), направленных на включение школьников в процесс творческого преобразования действительности. Выступая убеждённым сторонником комплексного подхода в обучении, он вместе с тем отстаивал право на существование в школе II ступени самостоятельных, учебных предметов. Борясь против утилитаризма и прагматизма в преподавании, он подчёркивал ценность общего среднего образования, в которое включал не только знания, но и навыки, умения, убеждения.

Пистрак - крупный теоретик и практик политехнического образования, в качестве основы которого выдвигал идею соединения общего образования с производительным трудом. Выступал как последовательный сторонник единой трудовой школы. В понятие "политехнизм" ученый включал не только производственно-технические знания, умения и навыки, но и качества личности, соответствующие потребностям индустриального производства.

Основными видами труда в школе Пистрак считал домоводство и самообслуживание, занятия в мастерских, труд на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

М.М. Пистрак выделял 3 этапа трудового обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников: от 6 до 12 лет - развитие элементарных представлений о различных видах производства, творческих способностей учащихся, практических трудовых умений и навыков; от 12 до 15 лет - усвоение программы политехнического обучения и получение первоначальной трудовой подготовки в процессе выполнения производств, заданий в школьных мастерских; от 15 до 18 лет - научно-теоретическое обоснование политехнических знаний, подготовка к выбору профессии.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте
В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дв ...

Анализ результатов исследования роли ДОУ в формировании здорового образа жизни старших дошкольников
Для коррекции уровня сформированности основ здорового образа жизни старших дошкольников был предложен комплекс игр-упражнений. Для достижения положительной динамики в процессе формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников работа проводилась систематически ежедневно, как и предусмот ...

Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание при планировании этапов коррекционной работы нами было отведено формированию лексического строя речи, были подобраны и систематизированы дидактические игры, которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru