Основные особенности метода анкетирования

Образование и воспитание » Метод дискуссии » Основные особенности метода анкетирования

Страница 1

Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета».

Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям.

1. По числу респондентов: индивидуальное, групповое и массовое.

2. По полноте охвата: сплошное и выборочное.

3. По типу контактов с респондентами: очное и заочное.

Анкетирование в психологии нацелено на получение психологической информации. Сведения социологические, демографические и экономические играют вспомогательную роль.

В анкетировании находят максимальное выражение требования, общие для метода опроса в целом, – опосредованность, целенаправленность, ассимитричность позиций исследователя и респондента, массовость.

Для составления правильной анкеты, по мнению, Никандрова Н.Н., необходимо придерживаться следующих правил:

1. Тематические разделы сопровождаются вступительными пояснениями.

2. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией.

3. Нельзя допускать разрыва текста одного вопроса на разные страницы.

4. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.

5. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы загромождают анкету.

6. Внешний размер анкеты включает формат листа и количество листов. Формат листа должен охватываться единым взглядом.

7. Внутренний размер анкеты определяется количеством вопросов. Число вопросов определяется количеством вопросов. Число вопросов определяют, оценивая время, необходимое на заполнение анкеты. Оптимальным считается время в 20–30 минут.

Особенностями анкетирования Дружинин В.Н. называет:

– возможность охвата в ходе опроса большой массы людей;

– возможность проведения исследования в короткие сроки;

– возможность анонимного ответа для респондента;

– отсутствие субъективного влияния исследователя на результаты исследования;

– четкая регламентированность содержания анкеты;

– объективные критерии обработки результатов;

– статистические и математические методы обработки результатов анкетирования.

Практическое задание

Экспериментальная группа – 12 учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы в возрасте 15–16 лет. В число испытуемых входило 5 мальчиков (40% от общего числа) и 7 девочек (60% от общего числа). 15-летних – 6 человек (50%), 16-летних – также 6 человек (50%). Группа была собрана случайным образом по рекомендации классных руководителей 10–11 классов.

Старший подростковый возраст – период профессионального и личностного самоопределения ребенка. В этом возрасте формируются нравственные и моральные ценности, проявление которых можно будет наблюдать уже во взрослой жизни. С этой точки зрения важны процессы воспитания толерантности, национальной и расовой терпимости у подростка. Весьма эффективным диагностическим и формирующим психолого-педагогическим инструментом в этих процессах может выступать групповая дискуссия.

Дискуссия, согласно Дружинину В.Н. – «обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели».

Цель исследования: сформировать представление у подростков об исторической и культурной сообразности толерантного отношения людей друг к другу.

Задачи исследования:

– определить представления подростков о национальной и расовой принадлежности населения России;

– раскрыть понятия «толерантность», «национальность», «расовые различия»;

– восстановить исторические и культурные основания равноценного существования многонационального населения;

– раскрыть причины расовой ненависти у населения;

– пронаблюдать за моделями поведения подростков в ходе дискуссии.

Временное планирование предусматривало затрачивание на дискуссию 45 минут. Из них: 5 минут на ознакомление и представление; 10 минут – на обсуждение терминов и выработку общего представления о их сущности; 15 минут – на восстановление исторических и культурных контекстов проблемы, обозначенных выше; 5 минут – на представление собственного мнения участников дискуссии; 10 минут – подведение итогов дискуссии ее участниками.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Технология проведения деловой игры на уроках информатики
Деловая игра - один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, ...

Виды памяти по длительности сохранения информации
По продолжительности закрепления и сохранения информации память делят на три вида: 1) сенсорную; 2) кратковременную; 3) долговременную. Сенсорная память. Чувствительные сигналы в течение нескольких сот миллисекунд с момента своего воздействия сохраняются в сенсорной памяти. Здесь происходит анализ ...

Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи: - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru