Основные особенности метода анкетирования

Образование и воспитание » Метод дискуссии » Основные особенности метода анкетирования

Страница 1

Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета».

Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям.

1. По числу респондентов: индивидуальное, групповое и массовое.

2. По полноте охвата: сплошное и выборочное.

3. По типу контактов с респондентами: очное и заочное.

Анкетирование в психологии нацелено на получение психологической информации. Сведения социологические, демографические и экономические играют вспомогательную роль.

В анкетировании находят максимальное выражение требования, общие для метода опроса в целом, – опосредованность, целенаправленность, ассимитричность позиций исследователя и респондента, массовость.

Для составления правильной анкеты, по мнению, Никандрова Н.Н., необходимо придерживаться следующих правил:

1. Тематические разделы сопровождаются вступительными пояснениями.

2. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией.

3. Нельзя допускать разрыва текста одного вопроса на разные страницы.

4. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.

5. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы загромождают анкету.

6. Внешний размер анкеты включает формат листа и количество листов. Формат листа должен охватываться единым взглядом.

7. Внутренний размер анкеты определяется количеством вопросов. Число вопросов определяется количеством вопросов. Число вопросов определяют, оценивая время, необходимое на заполнение анкеты. Оптимальным считается время в 20–30 минут.

Особенностями анкетирования Дружинин В.Н. называет:

– возможность охвата в ходе опроса большой массы людей;

– возможность проведения исследования в короткие сроки;

– возможность анонимного ответа для респондента;

– отсутствие субъективного влияния исследователя на результаты исследования;

– четкая регламентированность содержания анкеты;

– объективные критерии обработки результатов;

– статистические и математические методы обработки результатов анкетирования.

Практическое задание

Экспериментальная группа – 12 учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы в возрасте 15–16 лет. В число испытуемых входило 5 мальчиков (40% от общего числа) и 7 девочек (60% от общего числа). 15-летних – 6 человек (50%), 16-летних – также 6 человек (50%). Группа была собрана случайным образом по рекомендации классных руководителей 10–11 классов.

Старший подростковый возраст – период профессионального и личностного самоопределения ребенка. В этом возрасте формируются нравственные и моральные ценности, проявление которых можно будет наблюдать уже во взрослой жизни. С этой точки зрения важны процессы воспитания толерантности, национальной и расовой терпимости у подростка. Весьма эффективным диагностическим и формирующим психолого-педагогическим инструментом в этих процессах может выступать групповая дискуссия.

Дискуссия, согласно Дружинину В.Н. – «обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели».

Цель исследования: сформировать представление у подростков об исторической и культурной сообразности толерантного отношения людей друг к другу.

Задачи исследования:

– определить представления подростков о национальной и расовой принадлежности населения России;

– раскрыть понятия «толерантность», «национальность», «расовые различия»;

– восстановить исторические и культурные основания равноценного существования многонационального населения;

– раскрыть причины расовой ненависти у населения;

– пронаблюдать за моделями поведения подростков в ходе дискуссии.

Временное планирование предусматривало затрачивание на дискуссию 45 минут. Из них: 5 минут на ознакомление и представление; 10 минут – на обсуждение терминов и выработку общего представления о их сущности; 15 минут – на восстановление исторических и культурных контекстов проблемы, обозначенных выше; 5 минут – на представление собственного мнения участников дискуссии; 10 минут – подведение итогов дискуссии ее участниками.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методика обследования произвольной моторики пальцев рук
Исследование статической координации движений Задание 1: «Второй и пятый пальцы выпрямить, остальные собрать в кулак, удержать позу под счёт 1-15 на правой, левой и обеих руках». Задание 2: «Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счёт (1 -15) в той же последователь ...

Структура профессиональной компетентности педагога
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя в ...

Структура и этапы педагогического процесса
Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельнос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru